Платежная дисциплина бизнеса стабилизировалась в начале 2021 года, но вновь может ухудшиться
Коронавирус продолжает испытывать на прочность платежную дисциплину российского бизнеса. Рост заболеваемости, возврат к практике «нерабочих дней» и уже вводимые в отдельных регионах карантинные ограничения способны снова сказаться на возможности некоторых компаний и предпринимателей, прежде всего из сегмента МСП, рассчитываться в срок с поставщиками. Однако риски снижает то, что бизнес уже накопил опыт работы в условиях локдаунов.
Данные о своевременности расчетов компаний и предпринимателей, которые поставщики товаров и услуг различных сфер бизнеса ежемесячно размещают в системе «СПАРК-Интерфакс», позволяют оценить возможные сценарии развития ситуации.
Сценарий «первой» и «второй волны»
«Первая волна» ковида и последовавшие за ней беспрецедентные карантинные ограничения застали российский бизнес врасплох, он оказался не готов к работе в сложившихся условиях. По своей силе воздействие на своевременность расчетов с поставщиками оказалось сравнимо с предыдущим кризисом – экономической изоляцией 2015 года (Таблица 1. Доля счетов, оплаченных клиентами поставщикам в срок и с просрочкой, сравнение 2015 и 2020 гг.).
Однако, в отличие от сценария 2015 года, по мере смягчения карантинных ограничений и открытия экономики в мае-июне 2021 года восстановление платежной дисциплины шло быстрее (График 1. Месячная динамика уровня расчетов в России с начала пандемии коронавируса. Доля счетов, оплаченных клиентами поставщикам в срок и с просрочкой). А в 2015 году после пика неплатежей во втором квартале было «топтание на месте» в течение нескольких кварталов и компании чаще допускали просрочку оплаты поставщикам свыше 60 дней.
Это можно связать с тем, что в 2015 году экономические проблемы одномоментно затронули все регионы и сферы бизнеса. А в 2020 году карантинные ограничения вводились в разных регионах в разное время, были непродолжительными, степень ограничений была разная.
Своевременнее и масштабнее в 2020 году оказались и стимулирующие меры правительства – приоритетная поддержка компаний из наиболее пострадавших отраслей, повышение доступности кредитов для малого и среднего бизнеса, списание налогов и страховых взносов, поддержка доходов населения.
Заметно, что «вторая волна» пандемии уже не вызвала коллапса, подобного апрельскому. Бизнес успел сравнительно быстро адаптироваться к «новой реальности», например, рестораны переориентировались на доставку еды, фитнес-центры стали проводить дистанционные занятия, учебные заведения также проводили занятия, используя онлайн-платформы, транспортные компании и курьерские службы стали доставлять интернет-заказы, магазины перешли на онлайн-торговлю и т.д. В то же время и карантинные ограничения были менее строгими и продолжительными.
Ухудшение уровня расчетов в декабре и январе – характерное сезонное явление, которое наблюдалось и ранее, до пандемии.
Результаты первого квартала текущего года подтверждают стабилизацию ситуации, которая наметилась в четвертом квартале прошлого года, и возвращение платежной дисциплины к обычным уровням, которые наблюдались до пандемии (Таблица 2. Доля счетов, оплаченных клиентами поставщикам в срок и с просрочкой на начало 2019–2021 гг.).
Данные за апрель и неполные данные за май позволяют предположить сохранение достигнутых уровней платежной дисциплины и во втором квартале текущего года.
Платежная практика компаний в зависимости от размеров бизнеса
Малый и средний бизнесы чувствительны к внешним шокам. Однако в случае адекватной и своевременной поддержки со стороны государства эти сегменты могут сохранить относительно высокий уровень платежной дисциплины, следует из сопоставления данных за 2015 и 2020–2021 гг., размещенных поставщиками товаров и услуг в системе «СПАРК-Интерфакс» (диаграммы 1, 2, 3).
Диаграмма 1. Платежная дисциплина в разрезе размеров бизнеса за период январь-май 2021 года. Доля компаний, в среднем оплачивающих счета в срок или с просрочкой.
Диаграмма 2. Платежная дисциплина в разрезе размеров бизнеса в 2020 году. Доля компаний, в среднем оплачивающих счета в срок или с просрочкой.
Диаграмма 3. Платежная дисциплина в разрезе размеров бизнеса в 2015 году. Доля компаний, в среднем оплачивающих счета в срок или с просрочкой.
Региональная статистика
Динамика платежной дисциплины в федеральных округах различается вследствие того, что карантинные ограничения вводились в разных регионах в разное время, различалась степень и продолжительность ограничений. В большинстве федеральных округов не наблюдается значительная месячная изменчивость уровня расчетов, она заметна лишь в Северо-Кавказском и Дальневосточном федеральных округах.
Ухудшение уровня расчетов в декабре и январе – обычное сезонное явление, которое наблюдалось и ранее, до пандемии. Характерно для всех регионов.
На диаграммах 4 и 5, а также графиках 2–9 приведены данные без учета оплат в адрес поставщиков ЖКХ.
Диаграмма 4. Рэнкинг федеральных округов по доле непросроченных оплат за период март 2020 — май 2021 гг.
Диаграмма 5. Рэнкинг регионов по доле оплат с просрочкой свыше 60 дней за период март 2020 — май 2021 гг.
График 2. Дальневосточный федеральный округ. Динамика доли своевременных и просроченных свыше 60 дней оплат за период март 2020 — май 2021 гг.
График 3. Приволжский федеральный округ. Динамика доли своевременных и просроченных свыше 60 дней оплат за период март 2020 — май 2021 гг.
График 4. Северо-Западный федеральный округ. Динамика доли своевременных и просроченных свыше 60 дней оплат за период март 2020 — май 2021 гг.
График 5. Северо-Кавказский федеральный округ. Динамика доли своевременных и просроченных свыше 60 дней оплат за период март 2020 — май 2021 гг.
Компании СКФО находятся в числе отстающих в части уровня расчетов с поставщиками. Вместе с тем с осени прошлого года наблюдается определенное улучшение ситуации.
График 6. Сибирский федеральный округ. Динамика доли своевременных и просроченных свыше 60 дней оплат за период март 2020 — май 2021 гг.
График 7. Уральский федеральный округ. Динамика доли своевременных и просроченных свыше 60 дней оплат за период март 2020 — май 2021 гг.
Организации УФО демонстрируют хорошие показатели по уровню расчетов. Округ занимает 2-е место по доле своевременных оплат и имеет наименьший процент оплат, просроченных свыше 60 дней.
График 8. Центральный федеральный округ. Динамика доли своевременных и просроченных свыше 60 дней оплат за период март 2020 — май 2021 гг.
График 9. Южный федеральный округ. Динамика доли своевременных и просроченных свыше 60 дней оплат за период март 2020 — май 2021 гг.
Влияние коронакризиса на практику работы с дебиторской задолженностью клиентов
Весной 2021 года эксперты «СПАРК-Интерфакс» провели опрос поставщиков-представителей 141 компании крупного и среднего бизнеса из различных отраслей, включая FMCG, производство и продажу оборудования и материалов, транспортно-логистические услуги, деловые услуги для бизнеса. Задачей опроса было понять, как коронакризис повлиял на практику работы поставщиков с дебиторской задолженностью клиентов (диаграммы 6–8).
Диаграмма 6. Поменялись ли практики работы с дебиторской задолженностью в вашей отрасли за последнее время?
Диаграмма 7. Что поменялось в практике работы с дебиторской задолженностью?
Диаграмма 8. На ваш взгляд, какие сейчас есть сложности при работе с дебиторской задолженностью клиентов?
Выводы
Подводя итоги, можно сделать некоторые выводы:
• Вероятный масштаб неплатежей в случае «третьей волны» и связанных с ней новых карантинных ограничений может зависеть от того, по какому из сценариев продолжится дальнейшее развитие ситуации. Бизнес уже приобрел бесценный опыт работы в условиях локдаунов, поэтому очень вероятно, что даже сопоставимые с «первой волной» карантинные ограничения окажут меньшее воздействие на уровень расчетов.
• Важно сохранить соответствующий ситуации объем стимулирующих мер со стороны правительства. Они могут не только поддержать уровень расчетов, но и способствовать относительно быстрому возврату платежной дисциплины на докризисные уровни.
• Коронакризис в целом оказал менее разрушительное влияние на платежную дисциплину, чем кризис 2015 года. Проблема неплатежей в меньшей степени волновала поставщиков, чем в 2015 году. Это в том числе подтверждают и результаты проводимого Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) мониторинга «Состояние российской экономики и деятельность компаний». Так, на протяжении всего прошлого года неплатежи со стороны контрагентов мешали работе примерно одинакового числа организаций – этот вариант ответа выбрали порядка трети респондентов. Для сравнения, в течение 2015 года цифры менялись в диапазоне от 25,9% до 51,2% в зависимости от месяца, при этом в пяти месяцах из двенадцати цифра превышала 40%.
• Даже если кризисные явления одномоментно затрагивают все регионы и сферы бизнеса, как это было в 2015 году, а меры поддержки имеют ограниченный характер, то российский бизнес демонстрирует способность к сохранению сравнительно высоких показателей платежной дисциплины.
• Поставщики продемонстрировали определенную инертность в части перестройки работы с клиентами, далеко не все вносили изменения в привычную модель работы с задолженностью контрагентов. Для бизнеса остается актуальной проблема автоматизации работы для снижения операционной нагрузки при работе с дебиторской задолженностью. Использование современных решений в части работы с задолженностью, совершенствование бизнес-процессов работы по профилактике неплатежей могут помочь поставщикам минимизировать негативные последствия.