Налогово-полицейское завтра
Уже в этом году может быть принят закон, который вернет МВД и Следственному комитету (СК) полномочия открывать уголовные дела за нарушения налогового законодательства.
В конце минувшего года Владимир Путин предложил вернуть правоохранителям право возбуждать уголовные дела в отношении бизнесменов без участия налоговых органов. После критики законопроекта со стороны Правительства РФ и Минэкономразвития президент в качестве компромисса предложил обязать полицейских перед возбуждением дел запрашивать в Федеральной налоговой службе (ФНС) актуальные для следствия материалы. N попросил эксперта описать признаки, которые привлекают внимание правоохранителей к бизнесу.
Факторы, которые могут спровоцировать полицескую проверку на предмет нарушения налогового законодательства (кликнуть для большой версии)
Сегодня полиция лишена права не только инициировать уголовные дела по налоговым правонарушениям, но и проводить полноценные проверки на предмет нарушения налогового законодательства. Однако в рамках предварительных оперативно-розыскных мероприятий, «направленных на выявление фактов совершения налоговых преступлений или нарушений закона», полиция может действовать автономно.
Как отмечает партнер юридического альянса VARENIKOVГРУПП адвокат Сергей Карпов, предпринимателям важно понимать, в каких случаях к налоговой проверке могут привлекаться полицейские, каковы их полномочия и как себя вести в таких случаях, чтобы избежать осложнений.
— Привлечение полиции к участию в выездной налоговой проверке осуществляется на основании запроса руководителя налоговой инспекции или его заместителя, — рассказал г-н Карпов. — Полицейские могут не только обеспечивать физическую безопасность налоговых инспекторов, но и проводить собственные оперативно-розыскные мероприятия по проверке данных, свидетельствующих о возможных нарушениях, участвовать в выемке документов, электронных носителей информации, проведении исследований и т. д.
Участие полиции в проверке, по словам Сергея Карпова, считается обязательным в следующих случаях:
1. При обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении налога на добавленную стоимость, акциза, зачета или возврата иного налога или признаков необоснованного предъявления к их возмещению.
2. При выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных статьями 198–199.2 Уголовного кодекса, в том числе:
— если после вынесения налоговым органом решения о проведении выездной проверки налогоплательщиком предпринимаются действия, направленные на уклонение от налогового контроля, либо иные действия по противодействию выездной налоговой проверке («миграция» предприятия, смена учредителей и руководителей, реорганизация, ликвидация компании и т. п.);
— при обнаружении в рамках предпроверочного анализа или налоговой проверки наличия в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) фирм-однодневок, используемых в целях уклонения от уплаты налогов, в том числе зарегистрированных на номинальных учредителей (имеющих номинальных руководителей), зарегистрированных по утерянным паспортам и пр.
3. При обнаружении признаков неправомерных действий при банкротстве, преднамеренном и фиктивном банкротстве налогоплательщика.
— Во время проверки избегайте аффективного поведения: агрессии, возмущения, криков, — советует г-н Карпов. — Это вам точно ничем не поможет и только усугубит ситуацию. Ни в коем случае не пугайте проверяющих своими связями, но и не заискивайте. И тем более не пытайтесь «договориться». Все это лишь укрепит их во мнении, что в вашей организации не все в порядке и они пришли по адресу. Как показывает опыт, чем более жестко и компетентно поставит себя персонал компании, тем меньше будет необоснованных претензий в будущем.
Первым делом адвокат рекомендует уточнить предмет и пределы проверки, выделить проверяющим отдельный кабинет с кофе и бутербродами и по возможности ограничить «свободное разгуливание» по территории предприятия. В случае изъятия документов и электронных носителей информации, удержания сотрудников в офисе и их личного досмотра следует требовать объяснения причин. И даже если эти действия, по мнению предпринимателя, неправомерны, высказывать несогласие следует сдержанно и корректно, в противном случае могут последовать обвинения в воспрепятствовании проведению проверки. Необходимо фиксировать допускаемые со стороны проверяющих нарушения: если дойдет до суда, это составит доказательную базу. Не лишним будет проинформировать налоговиков и полицейских о наличии в организации режима коммерческой тайны и настоять на подписании соглашения о неразглашении информации, которая станет им известна в процессе осуществления данного мероприятия, советует Сергей Карпов.
Уменьшить вероятность выездной налоговой проверки, по наблюдениям экспертов, помогут следующие меры: — отказ от обналичивания денежных средств и сомнительных схем налоговой минимизации: они легко выявляются и доказываются;
— уменьшение размеров платежей до 600 тыс. рублей: более крупные суммы автоматически попадают в поле зрения Федеральной службы финансового мониторинга;
— тщательная проверка контрагентов: хозяйственные отношения с фирмами-однодневками — весьма распространенная причина выездной проверки;
— исключение формулировки «агентское или комиссионное вознаграждение» при проведении платежей.
По данным Центра правовых и экономических исследований, за последние 10 лет каждый шестой предприниматель в России подвергся уголовному преследованию (примерно 16%), две трети компаний, попавших «под статью», были закрыты, в результате чего без работы осталось около 2 млн человек (данные за 2012 год). Любопытно, что подвергшиеся преследованию предприниматели, как выявил проведенный центром опрос, не были новичками в бизнесе: 47% имели стаж предпринимательской деятельности более 10 лет, еще 32% — более 20 лет.
История вопроса о полномочиях МВД и СК в возбуждении уголовных дел по налоговым правонарушениям
В сентябре 2011 года по инициативе тогдашнего президента Дмитрия Медведева в УПК РФ была внесена статья, запрещавшая СК и МВД самостоятельно возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без получения от налоговых органов соответствующих материалов проверок (ч. 1.1 ст. 140). Но уже через два года, 11.10.2013, президент Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, отменяющий действие этой статьи, обосновав свое предложение тем, что статья является «основной причиной низкой эффективности раскрытия налоговых преступлений, в связи с чем существенно затруднено использование в уголовном процессе имеющихся результатов оперативно-розыскных мероприятий, проводимых органами внутренних дел». 21.10.2013 профильный комитет передал законопроект в Совет Государственной Думы. 10.12.2013 Госдума приняла законопроект в первом чтении. 20.01.2014 дата рассмотрения законопроекта во втором чтении перенесена на более поздний срок. Экспертное сообщество ожидает, что закон будет принят вскоре после завершения Олимпийских игр в Сочи.