Государство не доверяет бизнесу
В этом году предпринимателям придется работать в условиях изменившегося законодательства. По мнению ростовских аудиторов, большинство новаций усложняет условия ведения бизнеса.
В этом году государство, по всей видимости, планирует пристальнее присматриваться к деятельности предприятий, тщательнее выискивать сомнительные операции и попытки уклонения от уплаты налогов (см. «круглый стол» на стр. 11). Теперь помощником налоговых органов в этом деле станет Росфинмониторинг, который должен сообщать о выявляемых им налоговых схемах и вероятных налоговых правонарушениях. Ранее обмен информацией между Росфинмониторингом и ФНС по большей части ограничивался той, что относилась к валютному контролю. Теперь в рамках этого соглашения в автоматизированной системе электронного документооборота налоговых органов «АИС Налог» будет формироваться соответствующая база данных на основании поступающей от Росфинмониторинга информации для использования в планировании выездных налоговых проверок.
С 2016 года внесены изменения по составлению отчетности и срокам сдачи, например добавились формы по НДФЛ.
— Следует обратить внимание на предоставление отчетности в электронном виде по НДС, НДФЛ. Контроль со стороны государства почти приближен к реальному времени, поэтому бизнесу следует проявлять осмотрительность при работе с незнакомыми контрагентами, — предостерегает директор компании «ЛИТА-Аудит» Анна Комиссарова.
В случае подозреваемой опасности заблокировать счета компаний стало проще, поскольку для этого введены дополнительные основания.
Для малого бизнеса приняты некоторые послабления, однако не кардинальные.
— Компании и предприниматели вправе в 2016 году применять упрощенную систему налогообложения (УСН), пока доходы не превысят 79,74 млн рублей — этот лимит увеличен, — сообщил гендиректор ООО «Денисов-Аудит» Антон Денисов. В квартале превышения нужно перейти на общую систему налогообложения (ОСН). Кстати, в Крыму ставки налога ниже: 3% с доходов или 7% с доходов минус расходы.
Поправки в закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» запретили контролирующим органам совершать плановые проверки малых предприятий в течение трех лет с момента регистрации. Однако этот мораторий распространяется только на плановые проверки, которые и так не слишком беспокоили предпринимателей. Запрет не касается проверок налоговиков, таможни и полиции, а также внеплановых проверок, которые госорганам разрешается проводить в том случае, если поступила жалоба от потребителей.
— Давайте посмотрим, чего же не касается запрет, — предлагает Виктория Кострова, исполнительный директор ООО «Премьер-Аудит». — Во-первых, тех проверок, которые и ранее не попадали в сферу действия этого закона. Здесь и оперативно-розыскные мероприятия, административные расследования, и налоговый, валютный, таможенный контроль, и банковский и страховой надзор и т. д. Новая статья 26-1, которой вводится мораторий на проверки, также содержит ряд исключений. Так, запрет не относится к контролю в области промышленной безопасности (обширная часть проверок Ростехнадзора), пожарного надзора, гидротехнической и экологической безопасности — для некоторых объектов. Не запрещаются проверки по соблюдению режима гостайны, лицензионный контроль для управляющих многоквартирными домами и внешний контроль качества работы аудиторов. Не затронет мораторий и тех, кто занят в сфере образования, здравоохранения, оказывает социальные услуги. Организации и ИП, допустившие за последние три года хотя бы одно грубое нарушение законодательства, тоже не могут рассчитывать на ослабление контроля.
На самом деле запретили только плановые проверки по соблюдению трудового законодательства, транспортный надзор, надзор в области рекламы, строительства, и ряд других.
— Получается странная, на мой взгляд, вещь, — говорит Виктория Кострова. — Правительство, признавая негативное влияние избыточного государственного контроля на развитие предпринимательства, не меняет правила, а просто оставляет существующее положение вещей.
— Установленный мораторий проверок малого бизнеса — это очередная профанация, — считает Антон Денисов. — Поводом для внеплановой проверки, на которую мораторий не распространяется, может стать любое заявление заинтересованного лица. Организовать такое заявление не составляет никакого труда. Случаи разорения предпринимателей из-за недобросовестных действий контролирующих органов регулярны. И в результате проверки, которые должны делать работу бизнеса качественнее, приводят к обратным результатам.
По мнению Анны Комиссаровой, следует обратить внимание на использование новаций законодательства для малого бизнеса (применение надзорных и налоговых каникул, получение субсидий средними и малыми предприятиями).
— В новациях есть не только ухудшающие моменты, — убеждена эксперт, — появилась вариабельность в применении того или иного режима налогообложения, просто нужно правильно трактовать и своевременно учитывать предлагаемые законодательством изменения.
Существенные изменения коснулись и самих аудиторов.
— В проекте плана мероприятий по исполнению поручений президента РФ, несмотря на категорический протест Минфина, появился долгожданный для ЦБ РФ пункт об ужесточении уголовной ответственности за выдачу заведомо ложных аудиторских заключений на недостоверную банковскую отчетность, — рассказал Антон Денисов. — Под вопросом теперь остается лишь скорость его реализации.
Сейчас Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за злоупотребление полномочиями для частного аудитора, а закон «Об аудиторской деятельности» предполагает аннулирование аттестата аудитора. То есть уже существуют механизмы, позволяющие привлекать к ответственности аудиторов. Признать аудиторское заключение ложным можно только через суд, при этом обратиться с таким заявлением уже сейчас могут сами аудируемые компании, ЦБ РФ, Росфиннадзор и АСВ.
Согласно оценке Центробанка, из 53 банков с общим недостатком капитала в размере 197 млрд руб., которые были признаны банкротами в 2014 году, в 47 случаях (88%) аудиторы вынесли безоговорочно положительные заключения.
— При этом попытки бороться с недобросовестностью аудиторов не приносят существенных результатов, — подчеркивает г-н Денисов. — Их названия ведомства также никогда не раскрывали. Публично известными стали лишь два случая проведения проверок аудиторов, заверявших отчетность проблемных банков, — это «Норма-Профаудит» и «Развитие бизнес-систем». В обеих компаниях проверки завершены, нарушений выявлено не было.