Актуализация Стратегии Ростовской области
За время разработки и утверждения Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года (2018 г. и новой редакции 2022 г.) существенно изменились методология, методы и организация плановой работы. Эти изменения должны стать предметом обсуждения в августе на Ростовском форуме будущего.

Стратегией принято называть документы, разрабатываемые на долгую перспективу в надежде, что «либо шах, либо ишак, либо разработчик стратегии покинут этот мир». В таких долгоиграющих документах с самого начала задаются либо цели, либо ресурсы.
Исходным пунктом разработки стратегии у казаков был принцип: «какой лопух вырастет на моей могиле». В этом случае и ресурсы, и цели становятся переменными, а стратегия — набором вариантов, сбалансированных по целям и ресурсам. В результате расширяется спектр допустимых траекторий, вариантов решений и инструментов реализации стратегии.
Сегодня стратегия — это не документ на полку, а электронная модель, включающая: балансы (бюджета, трудовых ресурсов и инфраструктуры), ограничения (нормативы и ковенанты), вероятности рисков и модели воспроизводства всех видов капитала (промышленного, финансового, инвестиционного, интеллектуального, информационного, человеческого, социального, природного). Именно электронная форма позволяет получать разные разрезы Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года и на перспективу до 2036 года (национальные цели, национальные проекты, федеральные программы). Хорошая стратегия должна быть сбалансирована по целям, ресурсам, исполнителям, разделам и разрезам. Электронная форма стратегии позволяет оперативно получать информацию о ее реализации в различных разрезах, в ней показано участие банка «Центр-инвест» в реализации национальных целей и национальных проектов (рис. 1).
Анализ исходного состояния. В Ростовской области почти 3% населения производят менее 2% ВРП страны. В расчете на душу населения на Дону денежные доходы составляют менее 90% от среднероссийского уровня, инвестиции — менее 70%, бюджетная обеспеченность — 10%, финансовый результат — 30%.
Более детальный анализ среднедушевых показателей дает следующую картину экономики Дона:
— не очень высокие доходы население направляет на покупку товаров и услуг первой необходимости;
— но родители находят средства на обучение детей, а дети — время на посещение библиотек и учебу;
— уровень цифровизации населения — чуть выше, а предприятий — чуть ниже российского рынка;
— финансирование донской науки составляет 40% от среднедушевого уровня по стране, наука сосредоточена в малочисленных организациях с острой нехваткой специалистов-исследователей и избытком вспомогательного персонала, и только аграрная наука Дона получает в 1,4 раза больше средних затрат на R&D в расчете на душу населения;
— соответственно, число заявок/выдач патентов и товарных знаков составляет 70% от среднедушевого уровня по стране;
— инвестиции опираются на проекты государства и иногородних инвесторов.
Конкурентными преимуществами Ростовской области остаются уровень обеспеченности населения продукцией сельского хозяйства (в 1,9 раза выше среднего по России), производственной инфраструктурой, услугами торговли, продукцией обрабатывающей промышленности (0,7–1,0 раза), уровень инновационной активности (превышение в 2,4 раза), торговли и предпринимательства (1,8 раза по доле в денежных доходах). Конечно, в Ростовской области есть предприятия-монополисты по отдельным видам продукции, но монополия — это не только большое преимущество, но и риски.
Слабым звеном остаются уровень бюджетной обеспеченности населения (10,7% по расходам бюджета и 64% по доходам бюджета) и низкий уровень рентабельности предприятий (32% от среднего уровня по России).
Ставьте креативную задачу: как при недостатке финансов использовать конкурентные преимущества Ростовской области, чтобы ликвидировать отставания по другим показателям?
Анализ целей. В Едином плане приводится региональная декомпозиция 21 показателя по достижению национальных целей развития и оценки эффективности региональных органов власти: демографические показатели, показатели удовлетворенности работой органов власти, условиями для участников СВО, уровнем образования, развития образования, творческих способностей, физической культуры, развития инфраструктуры, жилищного строительства и благоустройства, качества окружающей среды, объема инвестиций, развития предпринимательства и цифровизации экономики и социальной сферы.
Следует отметить, что предложенные показатели — это уже не KPI (key performance indicators — «ключевые показатели эффективности»), а более современный подход ОКR (Objectives and Key results — «цели и ключевые результаты») , который позволяет не цепляться за конкретные цифры, а задает общие условия, позволяющие быть «в тренде, в авангарде и в полной боевой готовности». Такой подход оправдан, поскольку: органы власти могут лишь косвенно влиять на установленные показатели, большинство показателей нужно получать по итогам опросов, а реализация стратегии должна быть успешной по всем показателям.
Так, например, цифровые технологии в банке «Центр-инвест» позволяют достаточно оперативно представлять и планы, и отчеты по российским, международным стандартам, Целям устойчивого развития, нефинансовой и ESG-отчетности, таксономиям социальных проектов, проектов технологического суверенитета и структурной адаптации.
Анализ эффективности. Высокий уровень предпринимательской и инновационной активности при низкой доходности означает, что креативный потенциал жителей Дона используется недостаточно эффективно и для реализации. Сегодня на каждом предприятии нужны креативные (творческие) подходы к планированию и управлению: умение и смелость увидеть неочевидное, сделать невероятное, добиться невозможного вместе с другими бизнесами, властью и населением.
Расчеты по математической модели показывают, что если бы ДЕДКА использовал технические разработки БАБКИ, основанные на прикладных исследованиях ВНУЧКИ, фундаментальных разработках ЖУЧКИ на базе искусственного интеллекта КОШКИ и креативного (творческого) поведения МЫШКИ, то РЕПКА выросла бы в 7 млн раз. Но для этого надо, чтобы участники бригады РЕПКИ взаимодействовали между собой, а не слепо выполняли команды вышесидящего руководства. Более того, они должны докладывать руководству о своих успехах так, чтобы стимулировать инвестиции руководства в региональные проекты.
Организация планирования требует грамотного взаимодействия не только разработчиков, но и исполнителей стратегии. Популярность стратегических сессий не компенсирует реализуемость принимаемых решений из-за отсутствия связи с повседневной работой и формального диалога случайно подобранных участников. Вместо совместных посиделок более эффективно запросить мнения специалистов, оцифровать и получить не только средние, но крайние позиции для последующего анализа. Например, выделенные в ранних версиях Стратегии области экономические зоны и кластеры не имеют субъектов управления, и все рекомендации по их развитию уходят в пустоту, а реально отвечающие за развитие территорий муниципалитеты остаются наблюдателями стратегических замыслов разработчиков. Новые субъекты территориального планирования — 49 опорных населенных пунктов в Ростовской области — также требуют своего отражения в Стратегии.
Эффективная стратегия требует описания новых технологий, которые мечтают использовать муниципалитеты, бизнес и население. Например, банк «Центр-инвест» успешно работает на основе технологии социально ответственного банкинга: не занимается куплей-продажей рисков, а вместе с клиентом управляет рисками в условиях кризисов. Когда риски снижены, нет оснований повышать ставку по кредиту. Клиент с дешевым кредитом получает конкурентные преимущества, успешно завершает проект, возвращает банку кредит и проценты в срок и в полном объеме. Это совместная взаимовыгодная (win-win*) деятельность на долгосрочную перспективу обеспечивает выгоду и стабильное развитие клиентов, устойчивую работу банка с высоким качеством кредитного портфеля и устойчивые налоговые поступления государству от продолживших работать в очередных трудных условиях предприятий. В результате прирост налоговых поступлений в Ростовской области за І квартал 2025 года увеличился на 1,9%, прирост налоговых платежей юридических лиц и ИП — клиентов банка «Центр-инвест» вырос на 11,7%. Эта технология прошла успешную апробацию и доказала свою устойчивость к постоянными кризисам в условиях непрерывных вызовов. Среди российских банков «Центр-инвест» занимает лидирующие позиции: 2-е место — по кредитованию ИП, 5-е — по кредитованию МСБ, 6-е — по качеству услуг, 11-е — по ипотечному кредитованию. Агентство АКРА подтвердило банку «Центр-инвест» высокие рейтинги ESG AA+ и А (ru) с прогнозом «Позитивный» (см. инфографику «ESG-баланс банка 2024»).
Суверенная технология социально ответственного банкинга доказала свою глобальную конкурентоспособность. В условиях русофобии программа ООН «Ответственный банкинг» включила банк «Центр-инвест» в список лучших глобальных практик. GAVB (Глобальный альянс банков, основанных на ценностях) регулярно размещает информацию о ростовском банке на своем сайте.
Банк «Центр-инвест» постоянно внедряет новые технологии. Банк выступил инициатором Конкурса лучших креативных проектов Дона предприятий и индустрий Дона, внес предложение о создании творческих условий на предприятиях Дона в рамках Трехстороннего соглашения власти, бизнеса и профсоюзов. Банк «Центр-инвест» также активно участвует в проектах подготовки специалистов по искусственному интеллекту в донских вузах.
Цифровой рубль для региона. Предложения банка «Центр-инвест» Центральному банку по использованию цифрового рубля в межбюджетных отношениях взяли на вооружение Татарстан и Чувашия.
Ростовская область может сесть в третий вагон. Использование цифрового рубля в межбюджетных и региональных расчетах существенно расширяет возможности для эффективного финансового взаимодействия.
Новый инструмент позволяет заметно сократить время переводов, минимизировать риски традиционных операций и уменьшить потребность в ликвидности, что крайне актуально при текущем уровне процентных ставок.
Банк «Центр-инвест», обладая значительным опытом и являясь активным участником пилотного проекта Банка России по внедрению цифрового рубля, готов оказывать всестороннюю поддержку регионам в организации и оптимизации процесса расчетов.
Конкурентные преимущества банка: опыт 1990-х, когда страну захлестнула проблема неплатежей, прозрачная схема организации платежей с помощью векселей банка «Центр-инвест» позволила погасить долги бюджета, социальной сферы, энергетики, промышленности, строительства на сумму свыше 700 млрд неденоминированных рублей. В настоящее время банк «Центр-инвест» тестирует внутренние системы для запуска в промышленную эксплуатацию расчетов цифровыми рублями для юридических лиц.
Преимущества региональных банков. Региональные банки при отсутствии равноправного партнерства с общефедеральными структурами и регулированием, не учитывающим региональную специфику, сохраняют свою роль в экономике за счет цифровизации, интеграции с реальным сектором, фокусировкой на МСП и локализацией лучшей мировой практики.
Именно знание особенностей региона, доверие населения помогают привлекать средства региональным банкам, а быстрая реакция на вызовы и кризисы, гибкие эффективные бизнес-модели, накопленный опыт инноваций, участие в развитии креативной среды и человеческого капитала являются конкурентными преимуществами банка.
Перспективы региональных банков связаны с развитием суверенного ESG-банкинга, автоматизацией ESG-отчетности и управлением рисками, локализацией денежного оборота в регионе, синергией с МСП и инфраструктурными проектами, динамичной трансформацией на основе анализа региональных данных и использования электронных моделей стратегии. При этом основой устойчивости регионального банка являются социальная ответственность, ориентация всей команды на инновации и готовность в кризис стать «резервным контуром» банковской системы.
*Win-win — (англ.) выгодный для обеих сторон.
ПАО КБ «Центр-инвест». Реклама, erid: 2VSb5xu3oCU