В 2019 году мы достигли всех целей, которые ставили перед собой
В нынешнем году Ростовское отделение Сбербанка значительно нарастило объем клиентской базы и кредитного портфеля. Добиться этого ему позволили фокус на интересах клиентов, цифровизация бизнеса и запуск услуг, многие из которых оказались уникальными для рынка. По словам управляющего Ростовским отделением Сбербанка Руслана Салимова, банк активно поддерживает донское строительство, промышленность и сельское хозяйство, участвует в финансировании государственных проектов и сыграл ключевую роль в сохранении стабильности на рынке жилищного строительства.
— Как вы оцениваете итоги работы Ростовского отделения Сбербанка в 2019 году?
— Мы перевыполнили все поставленные перед отделением задачи и свои собственные — более амбициозные. Для нас принципиальной задачей было довести объем кредитного портфеля регулярного (без учета крупнейших клиентов с годовой выручкой более 30 млрд рублей) корпоративного бизнеса до 100 млрд рублей, и мы это сделали. Важной целью был запуск новых эквайринговых услуг. Стояли серьезные планы по увеличению клиентской базы.
— Какой из достигнутых показателей наиболее важен лично для вас?
— Достижение объема кредитного портфеля регулярного корпоративного бизнеса в 100 млрд рублей. Это была первая задача, которую я ставил перед собой, когда в 2017 году занял должность заместителя управляющего по корпоративному бизнесу. И этот показатель лучше всего подтверждает важность банка для развития региональной экономики.
Второй важнейший показатель — лидерские позиции отделения в структуре Сбербанка. Наши команды корпоративного и розничного бизнеса — в тройке лучших по темпам роста среди отделений в крупных регионах. И третье по порядку, но не по значению — доверие клиентов. Все чаще новые клиенты приходят к нам по рекомендации партнеров, которые оценили изменения в подходах к работе Сбербанка и запуск новых, зачастую уникальных для рынка услуг.
В течение последних двух лет банк провел принципиальную модернизацию системы управления, выстроив его по принципам Agile, которые зародились в IT-среде. Они предусматривают концентрацию ресурсов бизнеса вокруг интересов клиентов. Например, если раньше споры между клиентскими менеджерами, заинтересованными в выдаче кредитов, и кредитными инспекторами, которые стремятся к минимизации рисков, могли требовать эскалации вопросов на несколько уровней, то теперь они решаются на уровне клиентских команд. В результате значительно снижается уровень бюрократизации процессов, а процедуры, в том числе одобрение кредитных заявок, заметно ускоряются.
— Вы упомянули запуск новых эквайринговых сервисов. Расскажите о них подробнее.
— Инновационные услуги эквайринга оказались востребованы у наших клиентов, поскольку выполняют задачи, для которых раньше на рынке не было инструментов. Например, сервис платежного банковского агента: банк заключает с магазином, заведением общепита и т. п. договор эквайринга, в рамках которого тот берет на себя обязательство выдавать своим покупателям небольшие суммы наличными с их банковских карт. Мы предоставляем предпринимателям льготные условия эквайринга, также у них возникает дополнительный поток клиентов. Услуга оказалась востребована у жителей сельских территорий, она доступна в 116 населенных пунктах в Ростовской области.
Оплата по QR-коду быстро стала популярна у малого бизнеса. Дополнительного оборудования для ее подключения не требуется. Покупателю достаточно отсканировать с помощью смартфона графический код, размещенный в любом удобном месте в магазине, кафе и т. д., чтобы оплатить его услуги. Сейчас эту функцию используют более 1500 малых предприятий в Ростовской области.
— Какие еще цифровые сервисы Сбербанка для бизнеса показали наиболее активную динамику в Ростовской области?
— В этом году мы обновили приложение «Сбербанк Бизнес онлайн», сделав его не менее удобным, чем приложение для частных клиентов. В том числе расширили функционал бизнес-карт. На протяжении последних трех лет мы фиксируем активный рост количества пользователей бизнес-карт. В этом году их зарегистрировано на 40% больше, чем в прошлом.
В Ростовской области мы обслуживаем 66 тыс. предприятий, и их количество постоянно растет. Большинство компаний пользуется бизнес-картами, которые можно подключить к телефону, чтобы оплачивать товары и услуги. В последнее время операции с использованием бумажных документов проводятся только в экстренных случаях.
Клиенты проявляют все больший интерес к экспресс-гарантиям и смарт-кредитам с предодобренными лимитами. Объем смарт-кредитования за год вырос в два раза и на сегодня превышает 1 млрд рублей. Получить смарт-кредит можно в нашем приложении за 2-3 часа.
— Как меняется роль команды банка в условиях активной цифровизации?
— Коллектив важнее цифр и технологий. В корпоративном бизнесе работают клиентские команды — отделы, каждый из которых отвечает за ту или иную отрасль экономики. Сейчас активную динамику демонстрирует кредитование сельскохозяйственных проектов — в данный момент в работе ряд сделок объемом более 1 млрд рублей. Кроме того, в Ростовском отделении сформирована одна из сильнейших команд по работе с государственным сектором. Мы финансируем 98% банковского долга региона и муниципальных образований, общая сумма выданных им Сбербанком кредитов — около 17 млрд рублей.
В декабре мы выиграли в конкурсах на предоставление кредитов Министерству финансов Ростовской области на 8 млрд рублей и Ростову — на 700 млн рублей. В бюджетной сфере можно отметить уникальные проекты ГЧП на юге — мы профинансировали модернизацию и реконструкцию систем теплоснабжения в Белой Калитве и Батайске.
— Строительство в портфеле Ростовского отделения занимает значительное место по объему выданных кредитов. Что изменилось в этой отрасли после внесения в нынешнем году изменений в закон о долевом строительстве?
— После вступления в силу новой версии закона о долевом строительстве мы активно рассказывали застройщикам о том, как выстраивать финансовую модель, чтобы получить банковские кредиты. Объем одобренных Сбербанком сделок по кредитованию с применением эскроу-счетов в Ростовской области достиг 15 млрд рублей. Сейчас приняты решения о кредитовании 35 строительных проектов, еще 17 объектов на рассмотрении. Для покупателей квартир в новостройках мы открыли более 1250 эскроу-счетов. Активность Сбербанка позволила донскому рынку жилищного строительства продолжить функционировать в нормальном режиме.
Середина года была достаточно напряженная: с одной стороны, на ситуацию влияло отсутствие у большинства застройщиков опыта получения кредитов, с другой стороны, не все банки были готовы кредитовать строительную отрасль по новым правилам.
— Какие услуги в этом году показали наибольший рост спроса со стороны клиентов?
— В корпоративном сегменте традиционно ключевую роль играет кредитование на пополнение оборотных средств. Спрос на кредиты Сбербанка повысился в этом году, в том числе благодаря запуску программ, предусматривающих сокращение сроков рассмотрения заявок.
Активно росли операции, связанные с ВЭД. Год оказался удачным для наших сельхозпроизводителей, которые собрали большой урожай и экспортировали значимую его часть.
Если говорить о небанковских сервисах, то хорошо себя показала телемедицинская платформа DocDoc (предназначена для консультаций с врачами в режиме онлайн). Она оказалась популярна как часть социального пакета для сотрудников.
Цифровая экосистема Сбербанка позволяет использовать услугу платформы для предпринимателей «Деловая среда» по регистрации ИП или ООО.
В розничном сегменте я бы отметил рост числа частных инвесторов на финансовых рынках. В этом году в Ростовской области открыли брокерские счета и стали пользователями приложения «Сбербанк инвестор» 16 тыс. новых клиентов. ЦБ последовательно снижает ключевую ставку, в результате чего снижаются и ставки по депозитам. Доходность на уровне 5-6% не устраивает частных клиентов. Поэтому многие из них выходят на рынок ценных бумаг — покупают акции, облигации, торгуют валютными парами, покупают паи в ПИФах и т. д.
— Насколько в нынешнем году у корпоративных клиентов Сбербанка оказались востребованы небанковские услуги?
— Большим спросом пользуется аутсорсинг бухгалтерских и юридических услуг, которые предлагают наши дочерние компании. Эти услуги помогают решить проблему дефицита квалифицированных специалистов на рынке труда и нехватки ресурсов для их найма, поэтому их все чаще выбирают клиенты из малого бизнеса.
По нашей статистике, 60% собственников управляют своим бизнесом самостоятельно. Для них мы создаем образовательные платформы и проводим обучающие семинары. В прошлом году был реализован совместный с Google проект «Бизнес класс». Мы запустили платформу «Деловая среда», где собраны курсы, видео и статьи для действующих и начинающих предпринимателей. В ноябре на форуме «Свое дело» в Ростове собрали более 800 предпринимателей.
В прошлом году мы отправили первую группу наших клиентов на обучение по программе повышения квалификации, разработанной ПАО «Сбербанк» совместно с французской бизнес-школой Insead. Все топ-менеджеры и собственники бизнеса, которые прошли этот курс, потом запустили в своих компаниях серьезные процессы трансформации и начали новые проекты.
Итоги работы Ростовского отделения Сбербанка
Корпоративный кредитный портфель Ростовского отделения Сбербанка составил 123 млрд рублей, темп прироста — 13%.
Розничный кредитный портфель Ростовского отделения Сбербанка вырос на 23% по сравнению с прошлым годом и составил 162 млрд рублей.
Объем потребительского кредитования достиг 64,8 млрд рублей, жилищное кредитование — 75,8 млрд рублей, кредитные карты — 21,6 млрд рублей.