Торговые роботы, умные часы и кольца
Банки создают цифровых помощников для продвинутых клиентов, предлагая им еще больше удобств в обмен на информацию о себе, в том числе и биометрическую. Число клиентов предпочитающих удаленное общение и мобильность быстро растет. Однако отношение к идентификации по голосу, отпечаткам пальцев и другим биометрическим данным пока осторожное. Желание более близкого знакомства со стороны жестко контролируемой государством банковской системы многих пока настораживает.
Цифровая эпоха ступает мягко и проникает в быт подчас незаметно. О безумных очередях 1990-х к банковским окошкам мало кто помнит. Сегодня поход в банк все больше современников совершают с помощью компьютера, ноутбука, планшета или мобильного устройства. Смартфоны, часы, браслеты и кольца стали средством платежа.
— Биометрия? Ой! Я как-то этому не доверяю! — говорит своему коллеге руководитель отдела продаж коммерческой фирмы.
— Доверяете или нет — не имеет значения! Смартфоны уже выпускаются с устройством доступа по отпечатку пальца. Оно же позволяет авторизоваться и в мобильном банке, — отвечает собеседник.
Свидетелем этого разговора корреспондент N стал на минувшей неделе. С новыми функциями мобильного телефона интересно и нетрудно познакомиться, но труднее всего потом отказаться от них. Ведь смартфон незаметно стал тем самым окошком банка, к которому время от времени все-таки приходится высиживать в очереди. Хорошо, что в электронной. Ностальгию по неэлектронной в Cбербанке 1990-х вряд ли кто-то испытывает.
Сегодня крупнейший банк страны является одним из лидеров цифровых трансформаций. Активными пользователями цифровой платформы «Сбербанк Онлайн», согласно данным пресс-службы банка, являются 1,8 млн жителей Ростовской области. За год эта цифра увеличилась на 20%.
Платформой «Сбербанк Бизнес Онлайн» в регионе пользуются более 47,3 тысячи предпринимателей. Из них свыше 20 тысяч организаций предпочитают мобильную версию, то есть ведут свой бизнес с помощью телефона.
Быстрыми темпами растет число цифровых розничных клиентов на Дону и у ВТБ. Их число, по данным банка, превысило 103 тыс. человек, увеличившись за год на 40%.
Банк «Центр-инвест» — признанный лидер в обслуживании регионального малого и среднего бизнеса — сообщал год назад о том, что дистанционным банковским обслуживанием пользуются 73% его корпоративных клиентов из 70 тысяч индивидуальных предпринимателей, малых и средних предприятий.
Большое число мобильных клиентов, которые, как показывает практика, очень требовательны, заставляет банки совершенствовать свои цифровые сервисы.
Наиболее продвинутая их часть требует от банков максимальной свободы в распоряжении своим капиталом, который состоит не только из средств на текущих и депозитных счетах, но также из акций, облигаций и других финансовых инструментов.
Как раз для таких год назад банк ВТБ запустил мобильное приложение «ВТБ Мои Инвестиции». Инвестиционная платформа ориентирована на начинающих инвесторов, которые прямо со своего телефона могут совершать сделки как на биржевом, так и на внебиржевых рынках. При этом они могут воспользоваться услугами робоэдвайзера, который в апреле этого года стал первой в России аккредитованной программой для предоставления индивидуальных инвестиционных рекомендаций. Он позволяет клиентам самостоятельно сформировать индивидуальный портфель в соответствии с инвестиционным профилем, отслеживает его динамику и обладает функционалом ребалансировки портфеля.
Удобство и эргономичность — вот что ставится во главу угла разработчиками новых финансовых сервисов. Появление бесконтактных платежей существенно упростило и ускорило оплату, сократив очереди в магазинах. Большинство при этом платят картами. Кто-то использует для этого телефон. И то и другое можно потерять, подумали разработчики гаджетов и предложили для этой цели использовать наручные часы, браслеты и даже кольца.
— В Россельхозбанке разработана новая форма платежного устройства, которое является альтернативой пластиковым картам, — кольцо PayRing из циркониевой керамики, внутри которого установлен чип-модуль, обеспечивающий платежную функцию по NFC-технологии. В случае утраты кольцо блокируется. PayRing также может быть запрограммировано как ключ к электронным замкам, — рассказала о новом сервисе директор ростовского филиала Россельхозбанка Лариса Туишева.
Платежи, разумеется, основная часть финансового быта. Поэтому львиная доля сервисов нацелена именно на удобство в данной сфере. За это удобство банки предлагают платить, что, с одной стороны, правильно. Однако далеко не всегда стремление заработать выглядит убедительно в глазах клиентов.
Вы забираете вклад в одном банке, чтобы разместить его в другом, в котором у вас уже есть счет, которым вы пользуетесь через мобильное приложение. И вдруг выясняете, что должны заплатить комиссию за пересчет наличных. Не хотите? У вас есть альтернатива. Можете потратить время на кормление банкомата купюрами. Сколько? Если сумма, скажем, свыше 300 тысяч, то это, как если бы вы отстояли очередь. С единственной разницей — не слонялись, ожидая своего часа, а трудились бы в поте лица, впихивая по 50 банкнот (лимит) и забирая те, что машина вам периодически выплевывает обратно с тем, чтобы потом, пораскинув электронным мозгом, все же принять с другой партией.
Наличные деньги становятся все более проблематичны в обслуживании. Вся политика нацелена на рост доли безналичных платежей и тотальный финансовый контроль.
Создание Банком России Единой биометрической системы встречает, по словам представителей банков, настороженную реакцию из-за пока еще низкого уровня прозрачности экономики, в которой банки воспринимаются как агенты государства. И тем не менее, от камер на улицах не спрятаться. Голос любого абонента сотовой связи может быть получен госорганами в принципе. Ну а телефоны с функцией доступа по отпечатку пальца — стандарт де-факто.