«Работа с корпоративным бизнесом должна строиться индивидуально»
По итогам первого полугодия 2014 года Банк «ФК Открытие» увеличил чистую прибыль по МСФО на 1,6% — до 6,2 млрд руб. За этот же период совокупная прибыль 30 крупнейших банков России снизилась на 6,6%. За счет чего обеспечивается стабильный рост и как строится эффективная работа с корпоративным бизнесом, мы поговорили с Игорем Нестеровым, руководителем банка в Ростовской области.
— Корпоративный сегмент — достаточно консервативный. Как ваши клиенты относятся к изменениям в структуре банка и ребрендингу?
— Вы правильно отметили, корпоративный бизнес — это консервативный сегмент, основой в работе с которым традиционно являются личные отношения. Поэтому мы не просто в одностороннем порядке информируем об изменениях, а стараемся лично встречаться с нашими клиентами, отвечать на все интересующие вопросы. В целом отношение клиентов позитивное, бизнес-сообщество понимает, что все происходящее — часть нашей стратегии по построению крупнейшей частной финансовой группы страны и крупнейшего частного банковского бизнеса.
Сегодня мы уже являемся одной из самых больших частных групп в России — совокупные активы банковской группы «Открытие» составляют около 1,8 трлн рублей. Эта цифра включает показатели Банка «ФК Открытие» (до июня 2014 г. — НОМОС-БАНК), банка «Открытие», Ханты-Мансийского банка и банка «Петрокоммерц», покупка которого «Открытием» должна завершиться в 2014 году.
В соответствии с нашей стратегией банковский бизнес «Открытия» будет развиваться на базе двух банков.
Банк «Финансовая Корпорация Открытие» сосредоточился на корпоративно-инвестиционном бизнесе. В 2015 году к нему будет присоединен банк «Петрокоммерц».
В ноябре в результате присоединения банка «Открытие» к Ханты-Мансийскому банку будет создан розничный банк, который сфокусируется на обслуживании физических лиц и малого бизнеса с годовой выручкой до 300 млн рублей.
И корпоративно-инвестиционный, и розничный банки станут лидерами в своих сегментах рынка.
— За счет чего в I полугодии 2014 года Банк «ФК Открытие» увеличил чистую прибыль по МСФО до 6,2 млрд руб.? (Рост составил 1,6%.) За счет чего удалось этого добиться, учитывая, что 30 крупнейших банков России показали суммарное снижение прибыли на 6,6%?
— Одними из основных драйверов нашей чистой прибыли стали доходы, связанные с увеличением кредитного портфеля, а это, в свою очередь, свидетельствует о спросе со стороны бизнеса на наши кредитные предложения. Кроме того, мы внедрили много онлайн-сервисов, и, как следствие, вырос комиссионный доход, в т. ч. за счет прироста клиентской базы.
— Если говорить о нашем регионе, наблюдаете ли рост корпоративного портфеля банка по кредитам и депозитам?
— По итогам первого полугодия корпоративный кредитный портфель прирос на 4%, ресурсный — на 67%.
— Растет ли ваша клиентская база в регионе? Все-таки количество крупных компаний ограничено, новые заметные игроки не появляются каждый день, как, например, компании малого бизнеса или ИП.
— Мы работаем в регионе уже 8 лет, и количество корпоративных клиентов постоянно растет, несмотря на высокую конкуренцию. Сегодня Банк «ФК Открытие» в качестве партнера выбрали более 360 крупнейших компаний региона с годовой выручкой от 300 млн рублей, а это основные налогоплательщики и работодатели. За I полугодие 2014 года клиентская база крупного и среднего бизнеса приросла на 3%.
— Существуют ли для вас приоритетные отрасли?
— Банк «ФК Открытие» работает практически со всеми отраслями. Кредитный портфель диверсифицирован — в нем приблизительно в равных пропорциях представлены сфера услуг, оптовая и розничная торговля, производство, промышленное и жилищное строительство, довольно широко представлены добывающая промышленность, транспорт и связь и пр. У нас нет ограничений для каких-либо сфер, всегда учитывается специфика региона. Главное условие — понимание бизнеса клиента, его стабильность и перспективы развития, кредитная история и качество управления, надежность. Именно понимание бизнеса клиента необходимо для правильного структурирования сделки, определения приемлемого кредитного портфеля, предупреждения от вложений, которые негативно могут повлиять на финансовое состояние клиента, необходимо для того, чтобы клиент смог погасить кредит, а не войти в дефолт.
— Как вы оцениваете надежность клиента? Растет ли уровень просроченных корпоративных кредитов?
— У нас взвешенный подход к определению надежности корпоративных клиентов, эффективность которого подтверждена стабильно низким уровнем просроченных кредитов. Показатель NPL по итогам II квартала 2014 года составил 3,3%. Это один из лучших показателей среди банков, которых мы считаем своими конкурентами, и мы прогнозируем, что он будет находиться на этом комфортном для нас уровне.
— Какие новые продукты банк может предложить корпоративным клиентам?
— В продуктовом развитии мы ориентированы на комплексные решения бизнес-задач наших клиентов. Обладая широкой продуктовой линейкой (качественное рассчетно-кассовое обслуживание, кредитные и депозитные продукты, гарантии и аккредитивы, продукты линейки Cash management, Cash-карта, таможенная и корпоративная карты, проектное финансирование, торговое финансирование, сделки слияния и поглощения и т. д.), мы можем сформировать для клиента именно тот продуктовый комплекс, который будет учитывать как специфику сферы деятельности, так и индивидуальные особенности ведения бизнеса клиентом.
Так, например, помимо предоставления качественного расчетно-кассового обслуживания нашему клиенту мы готовы предложить бизнесу решения, позволяющие в автоматическом режиме контролировать поступления от контрагентов и расходование денежных средств как в рамках бюджета организации, так и в рамках отдельного контракта. Банк предоставляет сервисы, позволяющие головной компании осуществлять контроль за деятельностью дочерних компаний и филиалов, оптимизировать использование собственных денежных средств и реже прибегать к заемному финансированию. В этом году мы начали предоставлять услуги РКО для учета средств, предназначенных на проведение капитального ремонта в многоквартирных домах.
Кстати, вхождение в крупнейшую частную финансовую группу существенно расширило возможности предоставления новых комплексных инструментов для корпоративного бизнеса, в том числе инвестиционных.
Кроме широкой продуктовой линейки и налаженных личных отношений, ключевыми факторами, которые влияют на выбор банка клиентом, традиционно являются технологичность, скорость, удобство, гибкость, безопасность и др.
— Сегодня много говорят о дистанционном банковском обслуживании юридических лиц. Как в Банке «ФК Открытие» развивается это направление?
— Мы проводим постоянную работу по развитию интернет-банкинга для корпоративных клиентов, это направление является для нас одним из ключевых. Учитываем общие рыночные тенденции совершенствования каналов дистанционного обслуживания, а также используем собственные уникальные разработки.
В качестве одного из основных направлений развития можно выделить редизайн и оптимизацию интерфейса системы. Специалисты банка проводят ежедневную работу по оптимизации пользовательского интерфейса, делая его более удобным и интуитивно понятным. Хочется отметить, что значительную часть идей по изменению интерфейса мы получаем от наших действующих клиентов, проводя обучающие семинары и обсуждая особенности пользования сервисами.
Другим направлением является развитие функционального наполнения интернет-банкинга, в том числе подключения отдельных банковских услуг, изменение настроек по уже подключенным услугам через интернет-банк; развитие интеграции с бухгалтерскими системами, как с уже зарекомендовавшими себя на рынке, так и с новыми облачными бухгалтерскими сервисами; реализация новых продуктов и услуг в интернет-банке и др.
Комплексное и всестороннее развитие интернет-банка позволяет нам предоставлять востребованный и интересный сервис.
— Чуть выше вы затронули важнейший для любого бизнеса вопрос — качественное РКО. Как быстро вы осуществляете расчеты?
— Сегодня это действительно важный и крайне актуальный вопрос, особенно международные расчеты — внешнеэкономическая деятельность продолжается. Благодаря четко выстроенной работе подразделений внутри банка, а также традиционно качественным связям с зарубежными банками мы обеспечиваем максимально оперативное осуществление платежей наших клиентов как внутри страны, так и в рамках внешнеэкономической деятельности.
— Средний и крупный бизнес особое внимание уделяет управлению свободной ликвидностью. Какие депозитные предложения для корпоративных клиентов есть у Банка «Финансовая Корпорация Открытие»?
— Эффективный бизнес уделяет большое значение вопросам управления свободной ликвидностью круглогодично и даже круглосуточно — это подтверждают довольно востребованные депозиты линейки «овернайт», когда средства можно разместить буквально на выходные или праздничные дни. Процентная ставка по депозитам зависит от объема денежных средств и от срока, на который они размещаются. Депозиты принимается в рублях, долларах США или евро, условия варьируются под потребности клиента. Кроме того, мы предлагаем возможность начисления процентов на остаток средств по счету, которое производится по дополнительному соглашению сторон.
— Какие планы ставите на конец года и в ближайшей перспективе?
— Стабильно и качественно развиваться в рамках крупнейшей по размеру активов финансовой структуры России — холдинга «Открытие».
ОАО Банк «ФК Открытие» в Ростове-на-Дону: ул. Текучева, 234; тел.: (863) 200-90-90.
Лицензия ЦБ РФ № 2209.Реклама