«Наша банковская система откатилась в средневековье»
Таганрогский предприниматель, основатель бренда OXOUNO Алексей Едуш два года назад запускал производство одежды, используя потребительские кредиты, потому что не видит разницы между ними и кредитованием юрлица: сегодня банки в любом случае берут личные поручительства и требуют железобетонный залог с большим дисконтом. Это говорит о деградации банковской системы и создает большие трудности развитию бизнеса в России.
На протяжении 15 лет мы дистрибутировали торговую марку «Кифа» в России, продавали ее и многие другие европейские одежные бренды в своей рознице. Идея открыть собственное производство трикотажа возникла, когда мы увидели, как с рынка вымывается импортная продукция среднего ценового сегмента. В 2017 году мы создали в Таганроге компанию «Сартория Уно», зарегистрировали торговую марку OXOUNO и начали выпуск трикотажных изделий под этой маркой. «Сартория Уно» укомплектована высокопроизводительным, высококлассным японским оборудованием. Материалы и комплектующие, которые используем, — тоже импортные, это позволяет нам выпускать одежду в сегменте «средний плюс» высокоэффективно, что в конечном счете дает возможность держать конкурентные цены. Первоначальный объем вложений в проект составил 200 тыс. долларов, сегодня он составляет 2 млн долларов — все это собственные средства и потребительские кредиты, которые пришлось взять на всю семью, потому что банки не готовы были финансировать этот проект. Только в этом году — когда ООО «Сартория Уно» проделало большую работу, наладив производство 500 тыс. изделий в год, а наша марка стала продаваться по всей России, — мне удалось получить первый кредит от «Таганрог банка» 10 млн рублей, но это копейки в масштабах такого проекта, да и проценты огромные — выше 15% годовых.
Сейчас в России, чтобы взять кредит на развитие компании, нужно предоставить баланс, из которого следует, что кредиты этому предприятию просто не нужны, железобетонные залоги с большими дисконтами, а владелец и директор должны подписать личные поручительства.
Но ведь это убивает суть понятия «общество с ограниченной ответственностью»: бизнес должен отвечать за свою деятельность только своими активами. По идее, создание общества с ограниченной ответственностью как раз должно ограничить ответственность собственников и директора, избавить их от личной ответственности перед кредиторами. Чтобы они смело принимали решения, не боясь, что в случае неудачи у них отберут последнее. По сути, сегодня нет разницы — беру ли я на развитие бизнеса потребительские кредиты или кредит берет ООО. Наша банковская система откатилась в средневековье. Разве что руку не отрубают заемщику, который не смог вернуть деньги в срок.
Перекрестные залоги и личные поручительства убили идею ограниченной ответственности. В этих условиях должных темпов роста малого и среднего бизнеса в России не будет. В дополнение к глобальным и отраслевым трудностям, постоянно падающему индексу среднего чека, на который ориентируется весь малый и средний бизнес, проблема личных поручительств и дорогих заемных средств создает глобальные трудности бизнесу в России.