г. Ростов-на-Дону
22 ноября 2024 12:25:00
100.68
106.08

Налогообложение и бухгалтерский учет факторинговых операций. Часть 2.

Ранее мы рассказали вам об особенностях бухгалтерского учета и на-логообложения, когда компания работает по безрегресcному факторингу. Сегодня подробно рассмотрим, как организован налоговый учет операций по продукту факторинг с регрессом.

Итак, схема факторингового обслуживания при факторинге с регрессом выглядит следующим образом:

Бухгалтерские операции проводятся аналогично продукту факторинг без регресса, но в налогообложении есть свои нюансы:

Налоговый учет операций по финансированию под уступку денежного требования (операций факторинга с правом регресса)

1.1. Общие рекомендации

Договор факторинга является возмездным договором, так как имущест-венное представление одной стороны (денежные средства финансового агента) обуславливает встречное имущественное представление другой стороны — право требования клиента (в т. ч. которое может возникнуть в будущем) и вознаграждение финансовому агенту.

Вознаграждение финансового агента представляет собой плату за ока-зываемые им услуги по выплате финансирования на определенный срок с последующим погашением, а также за оказание иных услуг, предусмотрен-ных договором. Такого рода договор факторинга, где торговые организа-ции выступают в роли клиента, обязывает компанию оплачивать услуги кредитной организации — комиссионные, и, соответственно, нести расхо-ды.

Министерство финансов Российской Федерации в Письме от 5 марта 2005 года № 03-03-01-04/1/91 дает подробные разъяснения по вопросу на-логообложения комиссионных расходов клиента.

1.2. Налог на прибыль

Основание: статьи 265, 269 НК РФ.

Вознаграждение Фактора по договору факторинга с регрессом состоит из 2 частей: — комиссия за факторинговое обслуживание;
— комиссия за предоставление денежных ресурсов.

Исходя из названия и экономической сущности, юридически закреплен-ной в Генеральном договоре, первая часть уплачивается клиентом за ока-зание услуг по управлению дебиторской задолженностью, а вторая часть — уплачивается за предоставление денежных средств, т. е. является ничем иным как процентами по долговому обязательству.

Таким образом, комиссия за факторинговое обслуживание может быть включена клиентом в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 264 НК РФ или в состав внереализационных расходов в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 265 НК РФ как расходы на оплату услуг банка.

Комиссия за предоставление денежных ресурсов клиенту фактором (процент) подлежит включению в состав внереализационных расходов, учи-тываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, в поряд-ке, предусмотренном статьей 265 НК РФ с учетом особенностей, преду-смотренных статьей 269 НК РФ. Данный вид комиссии учитывается клиентом в пределах величины, рассчитанной как проценты, которые клиент уплатил бы по долговому обязательству, равному сумме выплаченного финансирова-ния, за период от даты выплаты финансирования до даты поступления со-ответствующих денежных средств на счета фактора, при условии, что раз-мер указанных процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным клиентом в том же квартале (месяце — для клиентов, перешедших на исчисление еже-месячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях.

Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения. Данное по-ложение применяется также к процентам в виде дисконта, который образу-ется у векселедателя как разница между ценой обратной покупки (погаше-ния) и ценой продажи векселя.

При этом существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20% в сторо-ну повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, на-численных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.

При отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору клиента предельная величи-на процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефи-нансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,8 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 15% — по долговым обязательствам в иностранной валюте (в соответствие с НК РФ, статья 269).


1.3. Налог на добавленную стоимость.

1.3.1. Налоговая база.

Основание: статьи 154, 155 НК РФ.

Налоговая база по налогу на добавленную стоимость по операциям реализации товаров (работ, услуг), денежные требования по которым ус-тупаются клиентом фактору, определяется в общеустановленном порядке, т. е. как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога на добавленную стоимость.

1.3.2. Момент определения налоговой базы.

Основание: статья 167 НК РФ.

Моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стои-мость является наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок това-ров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Использование клиентом факторинга в своей деятельности не влечет за собой изменений в моменте определения налоговой базы по НДС, при этом клиент получает средства, необходимые для уплаты в бюджет налога по отгруженным, но еще не оплаченным покупателями товарам.

1.3.3. Налоговые вычеты.

Основание: статьи 171, 172 НК РФ.

Сумма налога на добавленную стоимость с комиссии фактора подлежит вычету клиентом на основании счета-фактуры, выставленного фактором, в общеустановленном порядке.

В заключение отметим, что данные рекомендации по бухгалтерскому и налоговому учету факторинговых операций сформированы, исходя из анали-за законодательных и правовых актов РФ, а также договорной базы НФК.

Если в вашей практике возникают какие-либо сложности, связанные с оформлением документов, советуем обратиться к консультантам факторин-говой компании, с которой вы работаете. На правах рекламы

Просмотров: 16964

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Банки
Налогообложение и бухгалтерский учет факторинговых операций. Часть 2.
В новом офисе банк будет предоставлять корпоративным клиентам широкий перечень услуг, необходимых современному бизнесу. Среди них — беззалоговое экспресс-кредитование, депозиты для юридических лиц, сервисы для участников ВЭД, учитывающие экономические реалии и др. Специалисты ББР Банка готовы подобрать оптимальный набор услуг для бизнеса любой отрасли и масштабов, а также предложить каждому клиенту индивидуальные условия обслуживания.
Банки
Налогообложение и бухгалтерский учет факторинговых операций. Часть 2.
Около двух лет назад Альфа-Банк начал развивать сеть представительств в Ростовской области за пределами регионального центра. По словам директора по малому бизнесу банка в Ростовской области Анастасии Хайдуковой, цель этого расширения — обеспечить клиентам возможность более оперативного получения услуг. Наряду с открытием новых офисов Альфа-Банк также развивает дистанционное обслуживание и доставку.
Банки
Налогообложение и бухгалтерский учет факторинговых операций. Часть 2.
Банк «Центр-инвест» принял участие в главном финтехсобытии страны — форуме FINOPOLIS и впервые в истории проведения форума организовал выставку инновационных стартапов юга России. Председатель Банка России Эльвира Набиуллина высоко оценила креативный подход банка к оформлению стенда и предлагаемые ИТ-решения для финансового рынка.
Банки
Налогообложение и бухгалтерский учет факторинговых операций. Часть 2.
За пять лет работы в Ростовской области и Краснодарском крае банк «Санкт-Петербург» сформировал в южных регионах кредитный портфель, объем которого превышает 25 млрд рублей. По словам руководителя представительства банка в Ростове и Краснодаре Вадима Подобедова, по этому показателю БСПБ входит в число лидеров среди филиалов крупных федеральных банков. Банк специализируется на обслуживании среднего и крупного бизнеса, его клиентами на Дону и Кубани являются более 100 компаний из разных отраслей.