Сегодня 15 октября 2019 года

Погода в Ростове +10°


18.12.2013 14:13

Небольшие торговые центры востребованы в Ростове

Елена Лукашова
«Город N» №49 (1058), 17 ДЕКАБРЯ 2013

В центре города планируется строительство трех небольших ТЦ площадью 1–1,5 тыс. кв. м, об этом N рассказал один из риэлторов. По мнению экспертов, сейчас подобная концепция является востребованной: в таких объектах представлены разные сегменты торговли, а потому потребителям удобно совершать там покупки, не выезжая в крупные центры. ТЦ площадью не более 10 тыс. кв. м в отличие от крупных торговых центров сотрудничают с меньшим количеством арендаторов, а потому для высокого пешеходного трафика таким объектам необходима четкая концепция.

В аналитическом отчете ГК WEAKON PROPERTY GROUP отмечается, что в последнее время привлекательным направлением для инвестиций было строительство ТЦ площадью до 10 тыс. кв. м. Согласно источнику, это объясняется дефицитом качественных больших торговых площадок и недвижимости сегмента «стрит-ри­тейл» в центре — потенциальные девелоперы вынуждены довольствоваться небольшими участками. Риэлторы ранее сообщали N, что в центре города действительно не хватает крупных помещений (см. N, № 1056).

Небольшие торговые центры востребованы в Ростове 

Эксперт по коммерческой недвижимости КУН «Капитал» Константин Поцелуев рассказал N, что сейчас их компания разрабатывает концепции трех торговых центров площадью 1–1,5 тыс. кв. м — с таким запросом к ним обратились девелоперы из Ставропольского края и Республики Калмыкии.

— Два торговых центра будут расположены в Кировском районе и один — в Ворошиловском, — поясняет г-н Поцелуев. — Это будут универсальные центры без развлекательной зоны, в них будут представлены стрит-ритейл, общепит, фастфуд — наиболее востребованные сегменты, которые можно оперативно заполнить арендаторами даже в спальном районе.

Специалист по коммерческой недвижимости компании «Дон-МТ-недвижимость» Наталья Сташкив полагает, что таких объектов не хватает в центре города, в спальных же районах помимо формата «мини» находятся и крупные ТЦ. По наблюдениям N, в Северном микрорайоне насчитывается несколько ТЦ в формате «мини» и несколько крупных, расположенных недалеко друг от друга, в то время как в центре города находятся всего два небольших торговых центра (см. инфографику). Большая часть ТЦ имеет площадь от 1,5 тыс. до 6 тыс. кв. м.

Риэлторы сходятся во мнении, что этот формат является востребованным: потребители хотят совершать покупки недалеко от дома, а для владельцев при возведении такой недвижимости преимуществами выступают небольшой размер участка земли, меньшие затраты, нежели требуются для объектов площадью более 10 тыс. кв. м.

— Подобные объекты по формату схожи с супермаркетом, — комментирует менеджер отдела бизнес-недвижимости АН «Женева» Ирина Фисли. — Люди идут туда за чем-то одним, например за продуктами, а потом совершают еще и покупки в магазине одежды. Но многое зависит от якорного арендатора — при наличии такового присоединяются менее популярные магазины. Если «якорь» — бюджетный супермаркет типа «Пятерочки», то и другим магазинам придется рассчитывать на покупателей, которым интересны товары экономсегмента.

По наблюдениям риэлторов, торговые площади в таких объектах быстро находят новых арендаторов. По их данным, ТЦ «Космос», «Континенталь», «Проспект», «Восход» заполнены и свободных площадок там нет. Арендная ставка в ростовских торговых центрах варьируется в зависимости от этажа и составляет 0,7–3 тыс. рублей за кв. м в мес.

Создание некоторых ростовских ТЦ было обусловлено наличием у собственников площади, где можно организовать торговлю в рамках единой концепции.

По словам представителя ООО «НПКФ “РОСТЕХНОПЛЮС”», после нескольких лет управления рынком «Военвед» в компании пришли к идее изменения формата: дейст­вующий рынок был преобразован в торговый комплекс.

— Первые шаги по созданию комплекса были сделаны в 2000 году — тогда началась установка торговых модулей, — поясняет собеседник N. — Практика показала, что такой формат выгоден в плане арендной ставки, удобен в технической эксплуатации, обслуживании. Общая площадь торгового комплекса составляет 5,3 тыс. кв. м. На данный момент все имеющиеся модули заняты, арендная ставка дифференцирована для различных ассортиментных групп и варьируется от 1,5 до 2,7 тыс. рублей за кв. м в мес.

— Мы создавали «Континенталь» еще в 2000 году, — рассказывает руководитель УК ТЦ «Континенталь» Иван Ноздрань. — Концепция была обусловлена возможностью реконструировать имеющиеся технические помещения в единое пространство. Общая площадь торгового центра — 10 тыс. кв. м, нынешняя арендная ставка составляет около 1,6–2 тыс. рублей за кв. м в мес. Сейчас почти все площади заполнены арендаторами.

В ГК WEAKON PROPERTY GRO­UP полагают, что тенденция строительства небольших ТЦ в Ростове утратит свою актуальность: при увеличении предложения торговых помещений в крупных ТЦ и ТРЦ конкуренция обострится, а выдержать ее ТЦ в формате «мини» очень сложно.

Риэлторы считают этот прогноз спорным. По их мнению, небольшие ТЦ удобны тем, что в них представлены разные сегменты, а потому потребителям не придется выезжать в крупные центры.

В отличие от крупных торговых центров ТЦ площадью до 10 тыс.

кв. м сотрудничают с меньшим количеством арендаторов, а потому для их эффективного использования руководству необходимо вырабатывать четкую концепцию или увеличивать действующие площади.

— Изначально в нашей концепции преобладала торговля, — добавляет Иван Ноздрань. — Около 80% в ТЦ «Континенталь» занимали магазины розничной торговли небольшого формата площадью до 40–50 кв. м. В настоящее время более востребованными в нашем ТЦ стали сегменты развлечений и общепита. Теперь около 60% площадей приходится на рестораны, кафе, караоке-клуб, однако торговля одеждой по-прежнему занимает свое место.

Как сообщил представитель ООО «НПКФ “РОСТЕХНОПЛЮС”», около года назад возникла проблема рационального использования площади ТК.

— Мы обратились в московскую консалтинговую компанию, которая предложила сформировать так называемый якорь — фреш-маркет, расположенный в глубине комплекса, — рассказывает собеседник N. — Это будет сектор, в котором намереваются продавать мясо, рыбу, молоко, овощи, фрукты. Покупатель по пути к «якорю» сможет посетить магазины одежды, обуви, хозтоваров, а также воспользоваться услугами ателье, фото, ремонта обуви и т. д.


Теги: торговые помещения, торговые центры, коммерческие помещения

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

16803 просмотра


Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Яндекс.Метрика

Copyright © 2000-2018 Газета «Город N» | Данный сайт является интернет-версией деловой газеты «Город N» | Использование материалов допускается только со ссылкой на «Деловой Ростов» или «Город N» | Учредитель, издатель и редакция ООО «Газета» | Адрес редакции: 344000, Ростов-на-Дону, ул. Варфоломеева, 261/81, оф. 803-804 | Телефон (факс) редакции: +7 (863) 2 910 610 | e-mail: n@gorodn.ru | Редактор сайта — Алексей Тимошенко | Дизайн сайта — Владимир Подколзин