Налоговые платежи крупнейших компаний в I квартале на треть выше, чем год назад
В 2013 году от крупнейших налогоплательщиков области в бюджетную систему РФ поступило более 48 млрд руб., или 33,6% поступлений региона в бюджет РФ. По словам и. о. руководителя УФНС России по Ростовской области Владимира Шелепова, в I квартале 2014 года эта тенденция сохранилась, поступления составили 14,37 млрд руб., что на 35% выше, чем в I квартале 2013-го.
N: — Какова динамика налоговых поступлений предприятий Ростовской области?
В.Ш.: — Несмотря на непростые условия развития экономики, по итогам I квартала этого года от налогоплательщиков Ростовской области в бюджеты всех уровней поступило 36 млрд рублей, это на 19% больше, чем за аналогичный период 2013 года. Поступления в федеральный бюджет составили 12,6 млрд рублей (темп роста — 165%). Такой рост обусловлен увеличением поступлений налога на добавленную стоимость.
В консолидированный бюджет области поступило 23,3 млрд руб. (103,5%). От юридических лиц Ростовской области в бюджетную систему РФ поступило в I квартале 2014 года 34,7 млрд рублей, рост составил 120,3%.
Таким образом, мы видим, что при отсутствии экстенсивных факторов роста налоговым органам удалось обеспечить положительную динамику налоговых поступлений. В том числе это стало возможным за счет внедрения новых подходов в работе, повышения эффективности налогового администрирования.
N: — Как меняется объем поступлений от компаний — крупнейших налогоплательщиков области?
В.Ш.: — По сложившейся традиции, в том числе и во взаимодействии с вашей газетой, принято выделять 20 налогоплательщиков — юридических лиц и обособленных подразделений, осуществляющих деятельность на территории Ростовской области и обеспечивающих максимальный объем поступлений в бюджетную систему Российской Федерации. В 2013 году от крупнейших налогоплательщиков в бюджетную систему РФ поступило 48,167 млрд руб. доходов, администрируемых ФНС России, или 33,6% поступлений региона в бюджет РФ, это на 7,631 млрд рублей больше, чем в 2012 году. В I квартале эта тенденция сохранилась. Так, поступления составили 14,37 млрд рублей, что на 35% выше, чем в I квартале 2013 года.
N: — Какие факторы или нормативные изменения, по вашему мнению, оказывают наибольшее влияние на налогоплательщиков региона в настоящее время?
В.Ш.: — В последние годы для налогоплательщика сформировалась понятная практика применения налогового законодательства. Плательщик сегодня четко знает, как реагировать на запросы налоговых органов, куда обращаться в случае решения спорных ситуаций, как оценить свои налоговые риски, а с помощью сервисов — определить добросовестность контрагента и многое другое.
Так, по данным ежегодного рейтинга Всемирного банка Doing Business в 2013 году Россия поднялась на 20 позиций, достигнув 92-го места. Существенные позитивные изменения вновь были отмечены в сфере налогового администрирования. По показателю «Уплата налогов» Россия поднялась с 64-го на 56-е место, а по количеству налоговых платежей уже не первый год входит в первую десятку рейтинга.
Сегодня налоговые органы ставят своей целью не только снижение административной нагрузки на налогоплательщиков, но и построение открытого диалога, позволяющего выявить недостатки работы налоговых органов и сделать процесс исполнения налоговых обязательств удобным и простым. И как результат — показатель «Количество часов, затрачиваемых на подготовку представления налоговой отчетности и уплату налогов» соответствует среднему показателю стран ОЭСР с высоким уровнем дохода на душу населения. А это, в свою очередь, положительно сказывается на социально-экономическом развитии, в том числе и нашего региона.
Федеральная налоговая служба — один из лидеров по количеству размещаемой в открытых источниках информации, в том числе и по раскрытию методик налогового контроля.
Так, в открытых источниках, в том числе и на официальном сайте ведомства, размещены критерии оценки налоговых рисков и контрольные соотношения показателей налоговых деклараций. Т. е. это сведения, имевшие ранее гриф «для служебного пользования». Тем самым служба предоставила налогоплательщикам возможности для самостоятельного устранения нарушений без применения штрафных санкций и проведения налоговых проверок.
Получив инструмент самостоятельной оценки налоговых рисков, все большее число налогоплательщиков отказывается от минимизации налогов и добровольно уточняет свои налоговые обязательства.
По результатам 2013 года плательщиками Ростовской области самостоятельно уточнены налоговые обязательства на сумму 1,4 млрд руб., что выше показателя 2012 года в 1,6 раза.
И главным позитивным фактором для добросовестного налогоплательщика стали кардинальные изменения в практике проведения налоговых проверок. Мы ушли от тотального контроля.
При проведении мероприятий налогового контроля служба ориентируется на выявление зон риска, на точечный и обоснованный выбор объектов контроля. Под пристальным вниманием налоговиков остаются только налогоплательщики, находящиеся в зоне риска, в чьей финансово-хозяйственной деятельности просматриваются признаки применения схем ухода от налогообложения. Эффект такого подхода — уменьшение количества выездных проверок и, как следствие, — снижение административной нагрузки на бизнес. Так, в прошлом году количество налоговых проверок в области снизилось на 30%, а в I квартале 2014 года — на 7%.
Охват выездными проверками составляет менее 1%. Для сравнения: в Европе этот показатель составляет в среднем 3%. А всего за последние десять лет количество проверок сократилось почти в 11 раз.