Лидеры сбавляют темпы роста
Тройка крупнейших компаний Ростовской области третий год неизменна: это НЗНП, агрохолдинг «Юг Руси» и «Астон». В 2012 году темпы роста выручки большинства крупнейших компаний замедлились. Неизменно высокими они остались только у «Роствертола» и «Глории Джинс». Один из лидеров роста 2011 года — «Ростсельмаш» — в 2012 году снизил объемы производства зерноуборочных комбайнов на 37%. Просела выручка крупных производителей и поставщиков электроэнергии, немного сдал поставщик газа. Сильнее всех в рейтинге опустился Таганрогский автозавод: в 2012 году он подал на банкротство и сократил выпуск машин до минимума. Топ-менеджеры компаний начинают говорить о новом витке кризиса.
В 2012 году самые высокие темпы роста выручки показали «Роствертол», «Глория Джинс», «ААА Моторс», НЭВЗ, «Евраз Металл Инпром» (см. рейтинг на с. 11). «Глория Джинс» третий год подряд — в лидерах роста, причем все эти годы выручка компании растет не менее чем в 1,5 раза. По оценкам аналитика, такой прирост в три раза превышает динамику рынка одежды. В компании объясняют успех ориентацией на производство и продажу одежды, находящейся на пике моды, по доступной цене (см. N, № 1024).
«Роствертол», обеспеченный госзаказом, активно наращивает обороты уже несколько лет подряд. Благодаря контрактам с «РЖД» в этом году НЭВЗ тоже в числе лидеров роста.
По данным «ААА Моторс», в 2012 году высокие темпы роста выручки обеспечили общая позитивная динамика авторынка и открытие в Ростове двух центров, специализирующихся на автомобилях массового сегмента, — Renault и Hyundai, вес которых в общей выручке компании составил 2,5 млрд рублей.
Выручка одного из лидеров масложировой отрасли — «Юга Руси» — в 2012 году была достаточно высокой c учетом нескольких крупных сделок M&A, которые компания провела в 2011 году, а также благодаря позитивной ситуации в масложировой отрасли, считает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. Напомним, в 2011 году «Юг Руси» закрыл сделку по приобретению российских активов WJ Group, в том числе двух маслозаводов в Белгородской области.
Хотя темпы роста выручки металлотрейдера «Евраз Металл Инпром» в 2012 году были выше средних (37,6%), компания продолжает находиться в зависимости от нестабильного рынка и значительной долговой нагрузки. Ее чистая прибыль в 2012 году сократилась в 11,7 раза, а рентабельность продаж, согласно данным публичного отчета, отрицательна.
Из лидеров роста только «Глория Джинс» и «Роствертол» в 2012 году растили выручку почти теми же темпами, что и в 2011-м. В целом же темпы роста выручки крупнейших компаний в 2012 году замедлились.
Выручка лидера рейтинга — Новошахтинского завода нефтепродуктов (НЗНП) — с момента запуска завода в 2009 году росла высокими темпами благодаря росту загрузки мощностей, но в 2012-м она осталась на уровне 2011 года. В компании причины не пояснили. Возможно, дело в том, что в минувшем году свободных мощностей не осталось, а цены на продукцию менялись несущественно. По данным Ростовстата, цены на кокс и нефтепродукты на внутреннем рынке за 2012 год выросли всего на 12,2%. Для сравнения: в 2011 году они увеличились на 48%.
Глубина переработки, которую осуществляет НЗНП, сегодня невысока, завод производит прямогонный бензин, топочный мазут, печное топливо. Однако предприятие работает над углублением переработки — к осени планируется запустить установку для производства битумов (подробнее см. N, № 1030). Согласно данным отчета НЗНП за 2012 год, он планирует запустить к 2016 году установки для производства бензина стандартов Евро 4 и Евро 5.
Среди крупнейших донских компаний есть и те, чья выручка в 2012 году сокращалась. Совладельцы завода «Ростсельмаш» в течение прошлого года не раз выступали с заявлениями, что продажи их техники снижаются из-за вступления в ВТО. Ростовстат по итогам 2012 года действительно зафиксировал сокращение производства сельхозтехники в Ростовской области. В том числе заметно — на 37% — сократился выпуск зерноуборочных комбайнов «Ростсельмаша». В публичном финотчете компании эти данные не так заметны, поскольку в нем учитываются продажи не только ростовского комбайнового завода, но и канадского завода Buhler, а также нескольких других более мелких предприятий.
В этом году просела выручка крупных производителей и поставщиков электроэнергии и газа. Филиал ОГК-2 — НчГРЭС — в 2012 году снизил объемы производства и продажи, причины в компании не пояснили. По информации N, одной из них был ремонт оборудования станции. Филиал ОАО «МРСК Юга» — «Ростовэнерго» заявил, что получил выручку ниже запланированной из-за проблем с платежами, однако как именно она изменилась, в компании не сообщили, поэтому предприятие выбыло из рейтинга N. Снизились показатели и другой электросетевой компании — «Донэнерго». В ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» уточнили, что весь год работали над улучшением собираемости платежей, но, судя по показателям, это не помогло нарастить выручку. Похожую картину мы наблюдали в непростом для отечественной экономики 2009 году.
Сложной осталась ситуация на ТагАЗе. В 2012 году он подал на банкротство, не сумев договориться с кредиторами о рассрочке долга, который превысил 25 млрд рублей. Объемы производства на автозаводе продолжали падать. Однако в марте этого года консенсус с кредиторами все же был достигнут, на предприятии введена процедура оздоровления — внешнее управление. Планируется, что Сбербанк через свою «дочку» — Южную автомобильную группу — загрузит ТагАЗ заказами (подробнее см. N, № 1019).
В 2012 году топ-менеджеры крупных донских компаний, среди которых были и участники рейтинга, в интервью N отмечали явления, которые могут свидетельствовать о новом витке кризиса.
Так, Максим Смирнов, президент компании «Алкоа Россия», говорил: «Мы видим более резкие, чем обычно, колебания курсов валют. Спрос на экспортных рынках, в первую очередь в Европе, существенно слабее, что отражает общеэкономическую ситуацию (см. N, № 986). Гендиректор ГК «ТАВР» (входит в «ГРУППУ АГРОКОМ») Артур Давидьян в декабрьском интервью N отметил: «По данным статистики, в стране начался кризис потребления, платежеспособность населения упала: за август — сентябрь весь сегмент food вырос всего на 1% к прошлому году, такого не было давно» (см. N, № 1008). Впрочем, оба собеседника N были оптимистично настроены в отношении развития собственных компаний: они планировали увеличивать продажи за счет внедрения новых, уникальных продуктов.