Крупнейшие предприятия Дона зарабатывают на топливе, растительном масле и электроэнергии
По итогам работы в 2014 году лидерство в списке крупнейших компаний Ростовской области сохранил продавец топлива ТД «Альфа-Трейд»; второе место — у Новошахтинского завода нефтепродуктов. В топ-5 остались агрохолдинг «Астон» поставщик электроэнергии «ТНС энерго Ростов-на-Дону» и МЭЗ «Юг Руси». Три из пяти лидеров заметно снизили выручку; увеличить ее более чем на 20% смогли лишь два участника из первой половины рейтинга. Вторую часть списка отличает появление ряда торговых компаний, которые впервые оказались в числе крупнейших, выручив за год в 1,5–3,9 раза больше. Нижняя планка, обеспечивающая место в рейтинге, выросла в 2,5 раза: до 10,9 млрд руб.
Лидер рейтинг-листа «Альфа-Трейд» развивает сеть АЗС. В отличие от прошлогоднего рейтинга, лидеры которого демонстрировали увеличение выручки, три компании текущего топ-5 уменьшили этот показатель, причем довольно заметно: на 15–25%. ТД «Альфа-Трейд», занимающийся торговлей топливом, остался на первой строчке списка, но заработал на 14,6% меньше и показал чистый убыток против прибыли в 2013 году. В компании не комментируют отрицательную динамику, однако ранее ее совладелец Алексей Фролов объяснял N, что «Альфа-Трейд» прекратил заниматься развитием сети АЗС «Газпром» в 25 регионах России, и теперь эти функции выполняет ООО «Газэнергосеть розница», «дочка» ОАО «Газпром газэнергосеть». Зарегистрированная весной прошлого года «Газэнергосеть розница» также попала в рейтинг N, заняв в нем 25-ю строчку.
Новошахтинский завод нефтепродуктов снова в топ-3. Схожее снижение выручки — на 15,4% — продемонстрировал Новошахтинский завод нефтепродуктов Сергея Кислова. В то же время аффилированный с ним оптовый продавец нефти «НЗНП Трейд» практически удвоил оборот. Еще один актив г-на Кислова, маслоэкстракционный завод «Юг Руси», второй год подряд демонстрирует отрицательную выручку, в этот раз она уменьшилась на четверть. В компании воздержались от пояснений относительно изменения ситуации в указанных активах.
Финансовый аналитик ИХ «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин говорит, что перспективы производства растительного масла в последнее время вызывают сомнения, «тем более если проекты не являются вертикально интегрированными»:
— В августе потребительские цены на подсолнечное масло выросли на 29% год к году, цены производителей семян подсолнечника — на 44%. Цены на семена могут еще больше ускорить рост из-за дефицита продукции в случае плохого урожая. На фоне предполагаемого падения рентабельности переработки производство подсолнечного масла в РФ за январь — июль сократилось более чем на 10%, до 2,1 млн тонн.
«Астон» впервые вошел в число трех крупнейших компаний. Другой крупный производитель растительных масел и жиров, ОАО «Астон продукты питания и пищевые ингредиенты», также ухудшил финпоказатели, однако гендиректор компании Вадим Викулов объяснил это техническими причинами:
— Финотчет РСБУ — в российских рублях, и падение рубля создало курсовые разницы в учете. Но в реальности результат более чем успешный.
В целом агрохолдинг «Астон» нарастил выручку по группе на 23%. Консолидированные данные опубликовало агентство «РосБизнесКонсалтинг». Вадим Викулов пояснил N, что информация отражает объединенную отчетность компании по МСФО и включает все дочерние предприятия в России и за рубежом, в том числе действующие в сферах производства крахмалопродуктов, судоходства и судоремонта, сельхозпроизводства и внешней торговли.
Десятипроцентный рост позволил сохранить место в первой пятерке поставщику электроэнергии «ТНС энерго Ростов-на-Дону». В компании утверждают, что динамику обусловило происшедшее летом 2013 года присоединение ЗАО «Донэнергосбыт» к ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго», позволившее увеличить клиентскую базу и территорию обслуживания. По данным пресс-службы, после объединения в зоне ответственности появились крупнейшие города области, а контролируемая доля рынка увеличилась до 84%.
Помимо «Астона» лишь один участник из первой половины рейтинга увеличил выручку более чем на 20% — ГК «Ростсельмаш». В компании объясняют, что улучшение финансовых показателей стало возможным благодаря полноценной работе федеральной программы субсидирования отечественной сельхозтехники, а также благодаря наличию региональных программ поддержки и усилению экспортных позиций.
Несколько участников списка, в предыдущие годы демонстрировавших существенный прирост финпоказателей, не показали динамики выручки по итогам 2014 года. Результат 2013 года повторила «ГРУППА АГРОКОМ», усилившая позиции на табачном рынке в условиях его сокращения. Общая выручка группы не изменилась, поскольку данные за 2014 год не учитывают финпоказатели ростовского аэропорта, итоги работы которого отображены в консолидированной отчетности за 2013 год. Менее процента добавила к показателю прошлого года «Глория Джинс», действующая на фоне снижения покупательной способности и отрицательной динамики одежного ретейла в целом. По данным Национального рейтингового агентства, продажи одежды в России в натуральном выражении снизились в 2014 году на 15%.
В отличие от прошлого года, когда предприятия тяжпрома демонстрировали отрицательную динамику выручки, места в новом рейтинге с приростом этого показателя заняли «Тагмет» и РЭМЗ, а также металлотрейдер «Евраз Металл Инпром», основу ассортимента которого составляет прокат входящих в состав ГК предприятий, расположенных за пределами региона.
Вместе с тем из списка выбыли снизивший оборот «Красный котельщик» и увеличившая выручку «Алкоа Металлург Рус»: размер выручки не позволил им попасть в рейтинг N, нижняя планка включения в который за год выросла в 2,5 раза — с 4,3 млрд руб. до 10,9 млрд руб.
Вторую половину списка характеризуют уменьшение числа производителей и усиление позиций торговых компаний. В их числе — 4 розничных продавца моторного топлива, развивающие сети АЗС, а также упомянутый выше оптовый продавец нефтепродуктов «НЗНП Трейд».
Ряд новых для списка компаний попал в него, увеличив выручку год к году в 1,5–3,9 раза. Максимальный рост продемонстрировало ООО «Фортуна», развивающее сеть букмекерских контор BetCity. Зернотрейдер «РИФ», ставший, по данным агентства «ПроЗерно», лидером российского рынка в прошлом сельхозсезоне, выручил в 1,5 раза больше, чем в 2013 году. В компании связывают динамику с увеличением мощностей портового терминала в Азове, с которым работает «РИФ». В 2,3 раза выросла выручка продавца табачных изделий «Контур» — партнера «Донского табака», входящего в ГК «Миллениум». Одно из направлений деятельности группы — развитие продуктовых сетей «Ассорти» и «Ассорти-Экспресс».