Крым — для донских ретейлеров, производителей и компаний b2b
В свете недавних политических событий сразу несколько ростовских компаний активно занялись развитием в Крыму. На полуострове появились региональные торговые сети, производители продуктов питания, PR-компании и перевозчики. Среди главных трудностей предприниматели называют дороговизну паромной переправы и сбои в ее работе, длительный процесс перехода крымских производителей и арендодателей в российское правовое поле и малое количество российских банков, с которыми уже налажены контакты.
Магазин и тут и там
Довольно активно сближением с Крымом воспользовались ростовские ретейлеры — ГК «Миллениум», развивающая сеть супермаркетов «Ассорти», а также «Тавровские мясные лавки». Среди благоприятных условий работы на полуострове в компаниях называют более низкие, чем в Ростовской области, ставки аренды, достаточный платежеспособный спрос и наличие необходимого персонала на рынке труда. В числе сложностей — проблемы с паромной переправой и, как следствие, необходимость запасаться впрок.
Сеть супермаркетов «Ассорти» открыла семь магазинов в Симферополе, до января включительно запустит по магазину в Севастополе, Ялте и Феодосии. В проект уже вложено около 50 млн руб. По словам совладельца ГК Михаила Сичинавы, к концу 2015 года число крымских супермаркетов сети достигнет 30, в общем обороте на их долю будет приходиться около 5%.
— По финансовым показателям и посещаемости магазины в новом для компании регионе почти идентичны торговым точкам в Ростовской области, — отмечает он. — Ставки аренды в Крыму ниже примерно на 15–20%, но есть и сложности юридического плана: арендодатели выбранных нами площадок находятся в процессе оформления помещений в соответствии с российским законодательством. Это затягивает сроки заключения договоров аренды.
Одним из первых на полуостров отправился «Белый медведь» на празднование Пасхи. Фото из архива N. Торговую сеть в Крым забросили и «Тавровские мясные лавки»: сегодня в Симферополе работают 5 торговых точек. Это совместный проект с «Ассорти»: лавки действуют на площадях супермаркетов. Исполнительный директор розничной сети Георгис Асланиди уточнил, что план развития на полуострове подразумевает открытие и в других городах.
— Такого формата обслуживания, как в «Тавровских мясных лавках», в Крыму до нашего прихода не было, — заявляет он. — Нарезка мяса, приготовление фаршей и полуфабрикатов — весь спектр услуг, к которому привык ростовский покупатель, мы принесли на новую территорию.
После упрощения отношений с крымскими контрагентами бывший топ-менеджер «Регаты» Стефан Кулягинов открыл в городе 2 специализированных магазина «Крымские вина». До конца года он планирует запустить третий, а в 2015 году — еще 3–4 торговые точки. Основной поставщик — ТД «Массандра», продукция которого составляет 70% всего ассортимента.
— Основная проблема в том, что еще не все производители Крыма получили федеральную акцизную марку, не все могут работать в рамках российского законодательства, и мы пока очень ограничены в выборе поставщиков, — объясняет г-н Кулягинов. — Другая сложность — непростая логистика: в теплое время на паромной переправе очереди, а в непогоду она закрывается. Мы выстроили работу так, чтобы иметь запасы: во всех магазинах — увеличенные подсобные помещения и углубленные полки на случай возникновения подобных проблем.
По словам Стефана Кулягинова, он доволен первыми итогами работы магазинов: «Ростовчане знают эту продукцию, заходит и молодежь от 25 лет, и старшее поколение».
Полки не для всех
Упразднение границ подтолкнуло к действиям региональных производителей продуктов питания, в частности молочной продукции. ООО «Молочный завод “На лугу”», начавшее поставлять товар Кагальницкого молзавода в Крым еще в 2013 году, нарастило поставки. Только с июля по октябрь объем реализации составил около 40 тонн. Партнер компании — дистрибьютор «Молочные традиции», который поставляет продукцию в магазины Севастополя, Симферополя, Евпатории и Ялты. В ГК «Белый медведь» поставки молочной продукции начали в апреле. Денис Афанасьев, директор группы компаний по маркетингу и продажам, утверждает, что «воссоединение Крыма с Россией» открыло для компании новый перспективный рынок сбыта.
— Наши партнеры на полуострове — крупный местный дистрибьютор и федеральные сети, с которыми мы имеем прямые контракты, — говорит он, соглашаясь с тем, что переправа остается серьезной проблемой. — Все остальное — рабочие, решаемые моменты, от конвертации падающей гривны на самом начальном этапе до вытеснения оставшихся сегодня конкурентов в каждом из сегментов и в каждой товарной категории.
Начать поставки на полуостров смогли не все производители продуктов питания. Юрий Белан, совладелец производителя бакалеи ГК «Основа», говорит, что компании пока не удалось обзавестись устойчивыми бизнес-связями с торговыми сетями полуострова. В первом полугодии «Основа» в небольших объемах поставляла крымским ретейлерам сахар, фасованные крупы, макароны и некоторые другие товары (всего — на 1,5–2 млн руб.), выполняя условия нескольких разовых сделок. Но в последние месяцы поставки не осуществляются.
— В первую очередь это связано с отсутствием прозрачной и понятной логистики, — объясняет Юрий Белан. — Доставка груза 20-тонной машиной стоит 110 тыс. руб., это тройная накрутка для доставки на такое расстояние (700–800 км), которая связана с переправными рисками. Чтобы выйти на этот рынок, нам нужна нормальная дорога. Кроме того, как только ситуация с доставкой грузов из России осложняется, открываются украинские границы — в крымские сети поступает бакалея украинского производства. Она дешевле нашей на 20–30%, что делает нашу продукцию неконкурентоспособной.
Доставить и раскрутить
На присоединение полуострова оперативно отреагировали перевозчики грузов и компании из сферы гражданских авиаперевозок. Так, рейс в Симферополь появился в расписании «Донавиа». В летнем сезоне компания выполняла вылеты из Ростова ежедневно. В августовском интервью N гендиректор «Донавиа» Александр Стеблин называл их появление одной из причин, позволивших нарастить перевозку за полгода почти на 40%. Он также уточнял, что загрузка рейсов в Крым составляла примерно 90% при среднем показателе компании 72%. По данным пресс-службы авиаперевозчика, в нынешнем сезоне вылеты остались ежедневными, к рейсам из Ростова добавились вылеты из Краснодара. В будущем сезоне «Донавиа» планирует начать осуществлять авиаперевозки в Симферополь из Минеральных Вод.
Появление нового направления оживило рынок автоперевозок сборных грузов. Компания «КИТ», имеющая более 110 представительств в России, в том числе в Ростове, открыла представительства в 11 населенных пунктах полуострова. По наблюдениям руководителя отдела по работе с клиентами компании Олеси Сысовой, «жители полуострова, оставшись полностью отрезанными от устоявшихся экономических связей с партнерами из Украины, активно начали налаживать их с российским бизнес-сообществом».
— Основная часть расходов в работе с Крымом ложится на транспортное сообщение: оплату паромной переправы (для фуры ее стоимость составляет 24–28 тыс. руб. в один конец) и значительные, доходящие до недели, простои транспортных средств в очереди на паром. Эти факторы ощутимо повышают стоимость перевозки и усложняют ее организацию, — объясняет представитель компании.
Г-жа Сысова добавляет, что на первом этапе в связи с переходным периодом возникали сложности с юридическим оформлением договорных отношений как с клиентами, так и с партнерами по бизнесу. Трудности создавало отсутствие в Крыму представителей федеральных банков с полным комплексом услуг, к которым в компании успели привыкнуть, работая в РФ. Вместе с тем Олеся Сысова отмечает, что результаты работы представительств в Крыму уже в первые месяцы превзошли ожидания — плановые показатели оказались на уровне 200–250%.
Другой тенденцией в сегменте b2b стал выход в Крым ростовских PR-компаний. В августе рекламно-коммуникационное агентство «PR-Эксперт» открыло филиал в Севастополе. Тогда гендиректор агентства Наталия Самойлова объясняла решение об открытии представительства в Крыму тем, что на полуострове начал работать ростовский клиент, с которым у агентства заключен годовой контракт, добавляя при этом, что в агентстве в большей степени рассчитывают на действующих российских клиентов, которые выходят в регион. Потенциальными заказчиками из числа крымских компаний она назвала производственные предприятия. О выполнении крупных заказов в Крыму сообщала и гендиректор коммуникационного агентства «АГТ-Юг» Яна Алексеева.