Футбольный мяч на левой половине центра
Решение ФИФА о проведении игр чемпионата мира по футболу в Ростове, по мнению экспертов ежегодного опроса «Города N», признано главным событием уходящего года. 29 сентября Ростов официально попал в пул городов, принимающих у себя чемпионат в 2018 году. 17 декабря подписан контракт на проектирование стадиона для игр предстоящего мундиаля на левом берегу Дона. Эксперты уже сегодня называют левобережную зону не иначе как «новый центр Ростова».
ЧМ-2018, как полагают собеседники N, должен отвлечь город от провинциального топтания на месте и может помочь Ростову стать более современным. Городской бизнес уже начал искать способы заработать на подготовке и проведении чемпионата. Новый стадион должен стать импульсом для развития левого берега Дона и ядром нового городского центра, считают власти. Со второй попытки
Почти два года, с момента победы российской заявки на проведение ЧМ-2018, большинство болельщиков и множество ростовчан были уверены, что город окажется в числе тех, кому повезет принимать игры мундиаля.
Футбольные старожилы помнят, что нынешний успех начал коваться 10 лет назад, первая попытка была еще в 2002-м, когда Россия претендовала на проведение чемпионата Европы 2008 года и Ростов тоже был в числе городов, где могли бы пройти игры.
Тогда в Ростов приезжала делегация УЕФА, чтобы посмотреть, сможет ли город подготовиться к ЧЕ. Свидетели того визита рассказывают, что членов УЕФА по донской традиции приняли в казаки, в их честь в ресторане «Петровский причал» стреляли из пушки. Но в тот раз выстрелы оказались холостыми.
Доброе предзнаменование случилось в 2006-м. Ростов оказался единственным городом России, куда приехал главный мировой спортивный трофей — кубок мира по футболу.
— Несмотря на то что Ростов выбрал компьютер, считаю, что в этом есть закономерность, — говорил тогда мэр Михаил Чернышев. — Уверен, это событие послужит толчком для дальнейшего развития футбола у нас в городе.
29 марта 2006 года во Дворце спорта кубок был выставлен на всеобщее обозрение, желающим пришлось выстаивать часовую очередь, чтобы сфотографироваться с кубком, а некоторые специально приехали даже из других городов.
Спустя шесть с половиной лет, 29 сентября 2012-го, ФИФА официально включила Ростов в пул городов, где пройдут игры мундиаля-2018. Примерно 500 горожан на специально организованной площадке на Театральной площади ждали объявления в прямом эфире списка городов, которые примут у себя матчи чемпионата.
— Мы были уверены в том, что родина Виктора Понедельника не могла не принять чемпионат мира. Это начало большой работы, которая придаст импульс развитию донской столицы и всей Ростовской области, — заявил журналистам губернатор Василий Голубев.
Новый взгляд на левый берег
Почти два года не стихают разговоры о том, чем станет чемпионат для Ростова.
Эксперт консалтинговой компании «Неокон» Владислав Волков считает, что Ростов в последние годы заметно провинциализируется.
— Если в каких-то соседних городах есть импульсы развития, то Ростов топчется на месте. И то, что мы получили возможность проводить матчи чемпионата мира, поможет ему стать более современным городом.
Власти уверены, что чемпионат поможет сделать левобережье спортивно-рекреационным комплексом. В сентябре прошлого года губернатор Василий Голубев в Саранске во время работы III Международного спортивного форума «Россия — спортивная держава» на круглом столе «Чемпионат мира по футболу FIFA 2018: концепция и наследие» защитил проект развития левого берега.
К 2018 году там планируется создать спортивно-рекреационный комплекс, который будет включать гребной канал, стадион на 45 тысяч мест, ипподром, более 10 современных спортивных сооружений, гостиницы, бизнес-центры. На территории комплекса планируется развивать более 30 видов спорта. Его пропускная способность может достигать 20 тысяч человек в сутки. Все должно быть готово к 2017 году, за год до чемпионата мира по футболу.
Левый берег как новый городской центр уже презентовали в Каннах, на Международной инвестиционной выставке недвижимости МИПИМ-2012. Там показали ряд проектов, включая строительство футбольного стадиона, проекты реконструкции, продления, перспективной застройки набережной. Все они презентовались как единый мегапроект под слоганом Rostov Region presents: «Donway is our Broadway».
Для экспозиции на МИПИМ-2012 Агентство инвестиционного развития (АИР) области разработало концепцию, в основе которой — глобальный взгляд на развитие самых перспективных и привлекательных территорий Ростова и Ростовской агломерации. «DONWAY — это река Дон и прилегающие к ней зоны для застройки в границах исторической части Ростова. Это территория повышенного спроса для бизнеса, центр притяжения для туристов и горожан, магнит для инвестиций... Свыше 1000 га левобережья под перспективную застройку фактически в историческом центре южного мегаполиса — отличная площадка для реализации масштабных и прибыльных инвестпроектов», — так презентовался проект.
Гендиректор АИР Игорь Бураков считает, что будущий стадион — мощный повод для начала развития левобережной части:
— Стадион — мощный повод для начала развития левобережной части Ростова. Планы давно вынашивались, но дальше дело не шло, А строительство стадиона — это еще и появление на левом берегу новых дорог, коммуникаций и, как следствие, возможности для развития не только спортивных и рекреационных сооружений, но, возможно, ритейла, офисов, выставочного комплекса, другой уместной застройки в духе «зеленого города». Там появится жизнь, скверы, бульвары, променад вдоль Дона, может быть, парки развлечений, аттракционы. Уверен, что заметно повысит инвестиционную привлекательность и продвинет, оживит территорию левого берега Дона реконструкция Ворошиловского моста. Фактически речь идет о строительстве нового моста вдвое больше существующего — будет не 3 полосы движения, а шесть. Ворошиловский мост перестанет быть узким бутылочным горлышком, а, наоборот, станет удобной магистралью. Реконструкция Ворошиловского моста кроме прочего предполагает крытые пешеходные галереи. Казалось бы, мелкая деталь, но она позволит людям комфортно пешком попадать из старого центра города в новый. По расстоянию это недалеко, но сейчас по Ворошиловскому мосту пешеходам двигаться некомфортно. Кроме того, в новом проекте предусмотрены лифты, которые с набережной и с левого берега будут поднимать людей на мост. И как сегодня переполнена людьми набережная, таким же насыщенным станет и левый берег — там будет комфортно гулять, заниматься спортом, проводить время.
В одном из интервью вице-губернатор Сергей Горбань заявил, что после глобальной перестройки «рестораны на Левбердоне никуда не денутся»:
— Это ведь традиции, из которых и состоит наша жизнь, нарушать их нельзя. А дальше на юг перенесем Дом областного правительства. То здание, где сейчас находятся областное правительство и половина министерств, никуда не денется. Оно так и останется резиденцией губернатора, а в новый Дом правительства переедут ведомства, подразделения которых сейчас разбросаны по всему Ростову, в полуподвалах каких-то сидят. Они будут сосредоточены в одном месте, это же будет очень удобно. А прежние помещения можно продать. Надеемся все завершить к 2018 году. Там будут и торговые, и развлекательные центры (мы ищем инвесторов), вероятно и жилищное строительство — до 4–5 этажей.
Бывший главный архитектор области, завкафедрой градостроительства ЮФУ, замдиректора — главный архитектор ГАУ РО «Региональный научно-исследовательский и проектный институт градостроительства» Александр Бояринов уверен, что стадион может стать основой развития левобережья благодаря государственным инвестициям в инфраструктуру:
— Развитие левого берега — это наша давняя мечта. Город 50 лет не мог подступиться к этим затапливаемым территориям, потому что нет средств. Не было такого инвестора, который попутно с реализацией своего проекта выделил бы такое количество денег на инфраструктуру. Дороги, электроэнергия, вода, канализация — это можно развить только с учетом федеральных средств. Но я категорически против ведения там жилищного строительства. Это узкое горлышко прохождения аварийных талых вод, подтопляемый участок. Я всегда критически относился к идее переноса туда правительственных зданий.
Болельщики уверены, что размещение стадиона и других спортивных и развлекательных комплексов на левом берегу требует хорошей транспортной доступности, причем не только на две недели в 2018 году.
Юрий Плохотниченко, обозреватель газеты «Спорт-Экспресс» и портала Travel.ru, считает, что простое удвоение полос Ворошиловского моста не решает проблему:
— Эта зона так и останется транспортным тупиком, в который мало кто будет ездить, а матчи «Ростова» после чемпионата мира вызовут регулярный транспортный коллапс. Чтобы этот район ожил, необходим мост в районе Театрального проспекта, тогда левый берег станет объездом центра, там будет постоянный трафик, выгодные маршруты городского транспорта, и левобережный район станет привлекательным. Да, Дон там гораздо шире и мост строить труднее, но без него вся левобережная затея теряет смысл и новый стадион может остаться «белым слоном». Однако про планы строительства такого моста в последнее время что-то ничего не слышно. Кстати, он необходим и для самого чемпионата мира — как связь стадиона с фан-зоной.
Главным плюсом собеседники N называют то, что чемпионат обозначил дедлайн для строительства нового аэропорта — 2017 год. Николай Проценко, обозреватель «Эксперт-Юга»:
— В противном случае этот проект мог бы стать очередным долгостроем. Новый аэропорт Ростову очень нужен, если город хочет существенно повысить свой транзитный и транспортно-логистический потенциал.
Успеть построить
В апреле этого года Ростов инспектировали представители ФИФА. Экспертов всемирной футбольной федерации отвезли на левый берег, где на фоне живописного, поросшего камышом заболоченного поля, как раз там, где планируется построить стадион, был поставлен павильон в форме футбольного мяча. В нем и прошла презентация будущего стадиона, инфраструктуры, коммуникаций.
Согласно требованиям ФИФА, общее количество гостиничных номеров в городах, принимающих игры группового этапа, должно быть не менее 7760 номеров, или 15,52 тысячи мест. В сорокаминутной доступности от стадиона должно быть не менее двух пятизвездочных гостиниц.
По словам мэра Ростова Михаила Чернышева, официальный номерной фонд гостиниц, мотелей, пансионатов города уже составляет 3595 номеров на 7190 мест.
Именно гостиницы, судя по всплеску интереса к их строительству, пока считаются в Ростове привлекательным бизнесом накануне чемпионата. Пока власти по привычке переписывают списки инвестпредложений по строительству отелей от известных операторов за последние 5–7 лет, к стройкам готовы приступить компании, никогда не занимавшиеся гостиничным бизнесом.
Департамент архитектуры города подготовил реестр земельных участков, включающий 18 мест для возможного расположения новых гостиниц — как на свободных территориях, так и на участках, подлежащих реконструкции.
В марте 2013-го «Юг Руси» с опозданием на год собирается начать строительство конноспортивного комплекса, где помимо прочего могут появиться три гостиницы и комплекс апартаментов гостиничного типа общей вместимостью 3,3 тысячи мест. Оператор для управления таким количеством номеров пока неизвестен.
Как заявлял мэр, гостиницу может построить и строительная компания «Кристина», подробности в компании не раскрывают.
В 2013 году, как заверяют областные власти, начнется реконструкция Ворошиловского моста. Он будет расширен с нынешних трех до шести полос. Сумма расходов для создания дорожной инфраструктуры на левом берегу сейчас оценивается в 20–30 млрд руб. От 6 до 8 млрд рублей потребуется на энергетику, на воду и стоки — примерно столько же. Руководство области рассчитывает, что часть затрат возьмут на себя инвесторы.
До 2016 года для электроснабжения стадиона и прилегающей территории будут построены две подстанции, стоимость каждой превысит 1,1 млрд рублей.
Грядущие глобальные стройки не вселяют оптимизма в болельщиков, которые надеются, что управленческие решения не будут или хотя бы не всегда будут приниматься по принципу «Все для чемпионата мира».
Они опасаются, что грядущая масштабная стройка приведет к ликвидации старого центра города; что процесс этот будет сопровождаться транспортным коллапсом, кучей исков в судебные инстанции от горожан, не согласных с расселением, гастарбайтерами и т. д.; люди с тревогой ждут роста цен на все — на недвижимость, общепит, транспорт.
Один из болельщиков хлестко сказал об этом так:
— С движением в городе и сейчас плохо, поэтому возможны два варианта. Первый — будут все перестраивать и, как следствие, года на два город будет парализован. Второй — ничего толком не сделают, ограничившись возведением потемкинских деревень.
Владислав Волков считает, что не справиться с подготовкой у местных властей не получится:
— Потому что многими работами руководит федеральный центр. По таким знаковым проектам это аксиоматично. Я не верю в ошибки Голубева или проектировщиков-строителей. Если что-то подобное случится, это будет проблема федерации. Мы видим, кто конкурирует за эту стройку, чьи компании: ФГУП «Спорт-Инжиниринг», Мутко. Я не думаю, что местные власти смогут что-то всерьез испортить. Я наблюдал, как это происходит в Сочи: если возникают проблемы, то появляются статусные игроки и просто проходят выемки документов. В общем, я думаю, «накосячить» будет трудно.
Британский взгляд на донскую текучесть
17 декабря подписан контракт с будущим проектировщиком ростовского стадиона для мундиаля. Ростовский стадион — первый, по которому уже подписан контракт на проектирование в рамках подготовки к ЧМ-2018. Победителем было признано подконтрольное федеральному Минспорта ФГУП «Спорт-Инжиниринг». Но, как заявил гендиректор компании Александр Васюков, к своей работе он привлечет московскую компанию «Интэкс», которая оказалась второй в конкурсе, а также лондонскую Populous, которая еще полтора года назад стала автором эскизного проекта будущего стадиона.
Будущий ростовский стадион предназначен для проведения соревнований международного и национального уровня по футболу до уровня 1/4 финала, а также культурно-зрелищных и развлекательных мероприятий. Его базовая вместимость должна быть не менее 45 тысяч зрительских мест, в том числе не менее 10 тысяч временных мест, которые после чемпионата будут демонтированы. Вокруг стадиона появится 2250 парковочных мест, и в соответствии с требованиями ФИФА в полуторакилометровой зоне будет еще не менее 6 тысяч мест для парковки. Площадь участка строительства составляет 37,7 гектара. Ориентировочная стоимость строительства объекта составит от 10 до 13 млрд рублей.
При проектировании необходимо предусмотреть размещение одной или двух вертолетных площадок, зон аккредитации СМИ, службы волонтеров, автобусной остановки и парковки для зрителей, телевещательной зоны и городка гостевого обслуживания.
По словам Александра Васюкова, у разработчиков появятся партнеры из числа ростовских организаций:
— Их мы будем внимательно отбирать, смотреть на рекомендации наших коллег.
Том Джонс, руководитель лондонского отделения компании Populous, объяснил, чем продиктован выбор формы стадиона:
— Каждый стадион уникален, потому что каждый город имеет свои уникальные культуру, историю, наследие, климатические особенности. Когда мы планировали нашу работу в Ростове, мы посмотрели на город, приняли во внимание важность реки Дон и спроектировали стадион из двух форм, которые как бы перетекают одна в другую. Применили и относительно новый тренд, который уже попробовали в Лондоне, — когда стадион будет потенциально уменьшать свою вместимость с 80 тысяч мест до 25 тысяч. Мы внесли этот тренд и при строительстве сочинского стадиона. В Ростове мы решили, что постоянные места будут выходить на реку, чтобы в долгосрочной перспективе можно было наслаждаться пейзажем.
Говоря о том, как будет развиваться стадион после чемпионата, Алексей Супрунов, гендиректор фирмы «Интэкс», заметил, что не знает ни одного стадиона, где сразу был бы определен раздел, в котором описано, как стадион будет жить после завершения крупных соревнований.
— В январе мы ставим задачу изучить местную ситуацию, посмотреть, какая коммерческая составляющая необходима именно в этом месте. Не позднее 15 февраля мы внесем совместное предложение, — пояснил он.
Но на одну деталь представитель «Интэкса» обратил внимание уже сейчас:
— На схеме слева от главного входа есть белое пятно — это закрытая ледовая площадка. То есть мы сразу показали одну из возможностей дальнейшего использования стадиона, то, чего не хватает сейчас в Ростове, — ледовую площадку.
Как заработать на стадионе?
И казанский, и сочинский стадионы, которые проектировали «Интэкс» и Populous, еще строятся. Поэтому говорить о том, каким станет их будущее и с финансовой точки зрения, и с точки зрения притяжения зрителей, пока преждевременно. Знаменитый украинский стадион «Донбасс-Арена» и работал в рамках обычных турниров, и принимал игры чемпионата Европы — 2012. В одном из интервью гендиректор «Донбасс-Арены» Александр Атаманенко рассказал, как строится бизнес-модель такого объекта:
— Задача окупаемости инвестиций не ставилась клубом (ФК «Шахтер». — N). Стояла задача обеспечить операционную безубыточность, чтобы арена самостоятельно зарабатывала необходимые средства на свое содержание. И с первого же сезона мы с этой задачей справились...
И при проектировании «Донбасс-Арены», и сейчас мы исходим из определенной бизнес-модели, согласно которой клуб хотел бы обеспечить максимально доступные и низкие (в отличие от европейских) цены на обычные билеты для болельщиков, а основные доходы получать от VIP-лож, корпоративных лож, рекламы и спонсорства. Стоимость самого дешевого билета у нас начинается от 15 гривен — это чуть меньше 1,5 евро. Если говорить о других стадионах класса «элит», то там за билет аналогичной категории нужно заплатить как минимум такую же сумму, но в евро.
А что касается стоимости наших премиум-услуг, в частности аренды корпоративных лож, она находятся на уровне европейских цен. На «Донбасс-Арене» компании платят от 60 до 300 тысяч долларов и выше за аренду ложи на сезон.
— Спортивные корпоративные ложи — со многих точек зрения отличная площадка для переговоров, возможность более открытого и приязненного обмена мнениями, налаживания контактов, — считает Игорь Бураков. — Как мне кажется, в этом смысле корпоративная ложа на стадионе может быть даже лучше, чем гольф. Несомненно, при условии высокого уровня матчей, чтобы у партнеров достало мотивации приехать или прилететь на ту или иную игру, причем не только из других городов, но и стран. Понятно, что игры чемпионата мира — более чем достаточный повод. Но это — скоротечный праздник. А дальше, видимо, придется ставить спортивные задачи перед главным донским клубом — бороться за призовые места в Премьер-лиге, попадать в еврокубки. Почему бы к 2018 году или даже раньше этим задачам не оказаться посильными?