Лето под знаком беженцев
Количество украинских беженцев, прибывших в Ростовскую область летом этого года, исчисляется десятками тысяч. Им помогали всем миром. Один из волонтеров вспомнил, как в два часа ночи звонил заместителю районного главы и как тот разрешил заселиться украинцам в дом отдыха «Дмитриадовский» до объявления режима ЧС. К декабрю число пунктов временного размещения сократилось с более чем 20 до 4, в них по-прежнему есть необходимость. За это время на работу в области устроились более 6 тысяч украинских граждан.
Главным партнером правительства области в сборе денег и гуманитарной помощи стал фонд «Доброе дело». Его руководитель Татьяна Аладашвили (на фото) сообщила, что к декабрю на счет фонда поступило 36 млн рублей. Фото из архива N.
— Первые беженцы появились как снег на голову после майских праздников, — рассказывает Анатолий Котляров, участник волонтерского движения «Братская помощь». — Мои украинские знакомые попросили приютить семью из 3 человек. А в начале июня мы уже вели переговоры с администрацией Неклиновского района в 2 часа ночи, чтобы заселить 43 человека в дом отдыха «Дмитриадовский». С матом-перематом, но вопрос решился, замглавы дал добро. Первые три-четыре дня в июне были нервные: чиновники помогали, но резонно ставили вопрос: на каком основании заселять и кормить бесплатно украинских граждан.
Замглавы Неклиновского района по социальным вопросам Александр Третьяков вспоминает только, что первых беженцев они разместили в середине мая в детском оздоровительном комплексе «Ромашка», к июньскому наплыву «психологически были готовы».
— Они же не только в нашем районе появлялись, — говорит он о беженцах. — Мы постоянно общались с областной властью, спрашивали, как поступить в том или ином случае, поднимали МЧС.
Замдиректора дома отдыха «Дмитриадовский» Андрей Вдовченко рассказал о первом автобусе, пришедшем из Украины в 4 часа утра:
— Из районной администрации позвонили ночью, в 3 часа утра мы уже были готовы встретить беженцев на месте. На границе украинцев встречал Третьяков. Особого сюрприза не было, мы рассматривали такой вариант развития событий. Подготовка к летнему сезону завершилась, поэтому для размещения людей были все условия. В итоге через «Дмитриадовский» прошла не одна тысяча человек.
Еще в марте УФМС по Ростовской области сообщало, что миграционный поток за первые два месяца 2014 года вырос на 53%. Погранслужба Украины тогда не подтверждала эти данные и говорила, что показатели остаются на уровне прошлого года.
В июне с наплывом сотен украинцев районные администрации и волонтерские организации уже не справлялись. 4 июня губернатор Василий Голубев объявил режим ЧС. По данным областных властей, число вынужденных переселенцев в июне сначала было 4 тысячи человек, к середине месяца — уже 11,5 тысячи. По всей Ростовской области начали развертывать пункты временного пребывания (ПВР). Всего через ПВР с июня по декабрь прошли 25 тысяч человек.
Большая часть беженцев находила кров у родственников, знакомых и волонтеров.
Финансирование обеспечивали из средств федерального бюджета и благотворительных фондов. Главным партнером правительства области в сборе средств стал фонд «Доброе дело», его руководитель Татьяна Аладашвили упоминала в интервью «Городу N», что наиболее активно средства собирались в июне и начале июля, к декабрю на счет поступило 36 млн рублей. В Министерстве финансов Ростовской области затруднились на прошлой неделе назвать общую сумму средств, выделенных федеральным бюджетом, уточнив, что на эти цели направлено более 600 млн рублей.
В августе общее число украинцев на территории области достигло своего пика — 55598 человек. В сентябре закрыли 3 полевых пункта временного размещения из-за наступления холодов и оставили 20 стационарных ПВР, сообщил представитель Управления информационной политики правительства Ростовской области Александр Титов.
К сентябрю количество прибывающих украинцев начало сокращаться, утверждают официальные источники и волонтеры в беседе c N, связывая это с минскими соглашениями. Часть беженцев, получивших направление на расселение в другие регионы, отказалась ехать, надеясь вернуться в свои дома.
За лето и осень с беженцами встретились представители ООН, ПАСЕ и ОБСЕ.
Ростовские волонтеры переориентировались на выездную помощь: Анатолий Котляров в выходные дни ездит в Донецкую и Луганскую области на своей машине и доставляет гуманитарную помощь, инженер связи и волонтер поискового движения «Лиза Алерт» Роман Рыбалкин, летом помогавший приезжим с размещением, недавно отвез продукты в Шахтерск Донецкой области.
О беженцах из украины
В декабре в Ростовской области осталось 4 стационарных пункта временного размещения, по информации правительства региона, сейчас в них находится 1461 человек. На прошлой неделе, по официальным данным, в Ростовской области находилось 38,5 тыс. беженцев. Всего с июня по декабрь этого года в другие регионы отправлено 48,2 тыс. украинских граждан. За патентами в УФМС за это время обратились 1,9 тыс. человек, запросили вид на жительство 442 человека, ходатайствовали о предоставлении временного убежища 5,9 тыс., гражданства — 365 человек. В Ростовской области трудоустроено 6422 гражданина Украины. С начала года 387 тыс. жителей Украины обратились в РФ с ходатайствами о предоставлении временного убежища, статуса беженца и других видов разрешения на пребывание, приводит слова представителя Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев Уильяма Шпиндлера редакция Deutsche Welle.