Федеральный банк предупредил о мошенничестве в сфере ЖКХ на юге России
Количество мошеннических атак, связанных с рассылкой поддельных счетов счетов за услуги ЖКХ, а также фишинговых приложений, по оценкам Сбербанка, в декабре возрастает в связи с тем, что обычно в это время управляющие компании направляют жильцам большое количество платежных документов и перерасчетов. Цифровизация ЖКХ позволяет мошенникам легче имитировать официальные сервисы, получать доступ к личным кабинетам, мобильным приложениям и электронным квитанциям. В банке рассказали, какие схемы чаще всего используют мошенники. Одной из самых распространенных схем является рассылка электронных писем с адресов, похожих на адреса УК или расчетных центров. В письмах сообщается о необходимости установить «новое приложение для оплаты ЖКХ», «обновить личный кабинет собственника», «перейти на единую систему начислений» или «установить приложение для учета отопления». Как правило, в таких письмах содержатся ссылки на фальшивые домены, QR-коды, установочные файлы, которые запускают вредоносное ПО. Абоненты также могут получать СМС, письма и сообщения в мессенджерах о начислениях за коммунальные услуги со ссылкой на сайт, замаскированный под сайт УК. При переходе человек вводит данные банковской карты или авторизуется через стилизованную под Госуслуги форму, тем самым передавая злоумышленникам доступ к своим средствам и персональной информации. Еще одна распространенная схема: фальшивые аккаунты УК или председателей ТСЖ присылают сообщения со ссылками на поддельный бот, где якобы «для подтверждения личности» надо указать номер телефона и код из СМС. На самом деле так злоумышленники получают доступ к Госуслугам или другим сервисам. Могут абонентам поступать и звонки от «сотрудника УК, ресурсоснабжающей организации, председателя ТСЖ» с заранее продуманной и созданной именно для них легендой (плановая замена домофона или дверей в подъезде, установка индивидуальных кодов домофона или умных приборов учета, обновление пожарной сигнализации, поверка счётчиков, подключение льготных тарифов или уточнение начислений). В итоге мошенники также просят продиктовать код из СМС под видом «подтверждения заявки», «синхронизации данных» или «доступа в систему пожарной безопасности». По словам Председателя Юго-Западного банка Сбербанка Анатолия Песенникова, на уловки мошенников под видом ЖКХ ранее попадались преимущественно южане среднего и пожилого возраста. Сегодня это все больше и молодежь. Важно во время звонков и соцсетях не сообщать персональные и банковские данные, коды из СМС и пароли, быть бдительными к звонкам и сообщениям с незнакомых номеров, а также к нетипичному поведению близких, представителей коммунальных компаний и ТСЖ. Об этом сообщили в пресс-службе банка.
N писал, что в прошлом году Минцифры Дона предупредили о новом мошенничестве с подпиской премиум в Telegram.