Сегодня 09 декабря 2019 года

Погода в Ростове °

25.09.2012 17:34

Группы компаний готовят доказательства рыночности «внутренних» цен

Иван Деев
«Город N» №37 (996), 25 СЕНТЯБРЯ 2012

В 2012 году в России начали действовать новые правила заключения сделок с зависимыми компаниями: налоговики теперь проверяют, не используются ли трансфертные цены для минимизации налогов. Генеральный директор службы финансово-экономической информации «Интерфакса» Сергей Яковлев считает, что для снижения рисков налогоплательщикам придется теперь постоянно заниматься анализом и обоснованием рыночности цен, применяемых ими внутри группы.

N: — Раньше в России действовало простое, но нерыночное правило, что одна и та же компания не может продавать аналогичные товары и услуги по цене, отличающейся более чем на 20%. Теперь, когда вступил в силу закон № 227-ФЗ «О трансфертном ценообразовании», таких жестких и бессмысленных ограничений не будет?

С.Я.: — Да, теперь с рынком я могу общаться как угодно: могу одни и те же ботинки продавать по 1 рублю, могу и за $ 1 тыс. — это неважно. Мои отношения с рынком никого не интересуют. Всех интересуют мои отношения внутри взаимозависимых обществ — не оптимизирую ли я таким образом налогообложение. Если налоговая обнаружит, что компания совершила сделку с взаимозависимым лицом не по рыночной цене, ей будут доначислены налоги, например налог на прибыль, к ней применят штрафы и другие санкции. В худшем случае это может стоить компании существенной части выручки. Для того чтобы избежать этого, многие крупные компании начали «причесывать» историю сделок с зависимыми обществами уже с 2011 года. Штрафные санкции будут введены не сегодня, а через 2 года, но ведь это время очень быстро придет. А аналитику нужно строить уже сегодня.

N: — Кто по новому закону является зависимым обществом?

С.Я.: — В законе есть несколько подходов к определению взаимозависимости. Главный — это доля прямого или косвенного участия более 25% в другом обществе. И в этом случае сама компания должна доказывать, что те цены, по которым она осуществляет сделки с взаимозависимыми обществами, являются рыночными.

N: — И каким же образом компания должна подтверждать рыночную цену товара в случаях, когда она торгует «сама с собой»?

С.Я.: — Во-первых, можно доказать, что я делаю сделку с рынком и с взаимозависимым обществом по одной цене. Вторая возможность — собрать аналитический материал о том, что на рынке есть аналогичные товары, а именно однородные или идентичные, по которым цена сделок похожа на мою цену. Но это непростая задача, поскольку существует масса условий, по которым сделки могут быть отнесены к сопоставимым. Из существующих способов налоговым органам ближе всего метод определения рыночной цены — расчет интервалов рентабельности. Вот пример. Допустим, моя компания продает трубы. Я беру все компании, которые относятся к основному ОКВЭДу моей компании. Выкидываю убыточные, по оставшимся беру данные за последние три года, затем убираю все взаимозависимые общества. После того как будут исключены все неподходящие компании, в моем списке остается некое количество компаний. К ним я применяю определенные статистические методы, по которым рассчитывается рентабельность данной сделки. Далее считаю интервалы рентабельности. Полученный результат я предъявляю налоговым органам и говорю: «У моей сделки рентабельность такая, она попадает в интервалы рентабельности, которые я считал на основании ОКВЭДа. Я в рынке, все хорошо». А налоговую будет интересовать доказательная база, то есть она будет смотреть, правильно ли я выстроил эту доказательную базу. Этот вопрос мы постарались решить с помощью «СПАРК-Интерфакса», запустив в нем новый сервис «Трансфертное ценообразование». Новый сервис разработан группой «Интерфакс» с учетом мнения Федеральной налоговой службы, крупнейших российских и международных аудиторских компаний, а также опыта нашего международного партнера — компании Dun & Bradstreet.

N: — Расчет интервалов рентабельности будет вестись по конкретной формуле?

С.Я.: — Да, эта формула есть в законе. Точнее, в законе указан общий принцип, а именно формулу, с помощью которой можно вести анализ, включая вопросы округления, мы согласовали с «большой четверкой» аудиторов и с самой ФНС. Если компания совершает сделку по определенному товару, то c помощью баз данных она может построить интервалы рентабельности, относящиеся к аналогичным сделке видам бизнеса. Сначала пользователь начинает работу со всем массивом данных по российским юридическим лицам. Далее он шаг за шагом сужает выборку компаний с помощью ограничений, которые присутствуют в Налоговом кодексе (рентабельность, ОКВЭДы, отсутствие взаимозависимых обществ), и тех рамок, которые поставила сама компания (определенный размер выручки или определенный размер рентабельности). По полученному списку компаний «СПАРК» рассчитывает интервалы рентабельности. Их можно применить к анализу своей сделки.

Новый сервис позволяет компании выстраивать достаточную доказательную базу для налоговых органов.


Теги: Сергей Яковлев, налоги, налоговые проверки

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

11031 просмотр
Для добавления комментария необходимо авторизоваться

СПРАВКА

«СПАРК»

Система профессионального анализа рынков и компаний «СПАРК» (http://spark-interfax.ru) — это информационно-аналитическая база данных, объединившая информацию обо всех зарегистрированных на территории РФ юридических лицах (более 8 млн) и об 11 млн индивидуальных частных предпринимателей и предприятий Украины и Казахстана.

Яндекс.Метрика

Copyright © 2000-2018 Газета «Город N» | Данный сайт является интернет-версией деловой газеты «Город N» | Использование материалов допускается только со ссылкой на «Деловой Ростов» или «Город N» | Учредитель, издатель и редакция ООО «Газета» | Адрес редакции: 344000, Ростов-на-Дону, ул. Варфоломеева, 261/81, оф. 803-804 | Телефон (факс) редакции: +7 (863) 2 910 610 | e-mail: n@gorodn.ru | Редактор сайта — Алексей Тимошенко | Дизайн сайта — Владимир Подколзин