Сегодня 08 декабря 2019 года

Погода в Ростове +1°

20.02.2013 13:49

Выжить любой ценой

Денис Вакула
«Город N» №06 (1015), 19 ФЕВРАЛЯ 2013

Повестку дня на рынке аудита и консалтинга составляют сокращение спроса, ценовые войны и необходимость сдавать сложный квалификационный экзамен. Одной из основных статей дохода у большинства участников рынка остается консультирование и представление интересов клиента при налоговых тяжбах. Многие стараются развивать дополнительные услуги.

Фото PhotoXpress.
Фото PhotoXpress.
По оценкам опрошенных участников рынка, в минувшем году не удалось решить основную проблему — сужение клиентской базы, обусловленное поправками к Федеральному закону № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», которые фактически отменили обязательный аудит для компаний малого бизнеса. Ситуация усугубляется тем, что аудиторы вынуждены сохранять довольно низкие расценки.

— Во многих отраслях 2012 год характеризовался восстановлением ценовых параметров, — говорит исполнительный директор компании «Премьер-Аудит» Виктория Кострова. — В сегменте аудита этого не произошло. Клиенты не хотят возвращаться к докризисным ценам. И прежде всего потому, что успели привыкнуть к заниженным расценкам, которые предлагались многими недальновидными аудиторами в период кризиса.

В сентябре Минфин подготовил поправки в закон «О бухгалтерском учете» и в КоАП, предложив ввести штраф за уклонение от обязательного аудита в размере от 400 тыс. до 700 тыс. рублей. Аудиторы рассчитывают, что такая мера повысит сознательность «аудитообязанных» клиентов.

С начала 2013 года закончилась сдача квалификационных экзаменов аудиторов по упрощенной форме. При этом в профессиональном сообществе бытует мнение, что даже действовавшая ранее упрощенная форма была чрезмерно сложна и перегружена непрофильными вопросами. К примеру, глубокое знание банковского дела, утверждают критики нынешней системы тестирования, необходимо лишь тем аудиторам, которые проводят аудит банков и т. п. Мнения собеседников N о положении дел с аттестацией аудиторов разошлись (см. интервью на с. 11 и рубрику «Круглый стол»).

Другой острейшей проблемой участники рынка который год называют демпинг со стороны небольших фирм, деятельность которых, по сути, сводится к торговле готовыми аудиторскими заключениями.

— Если организации заключают договор на проведение аудита стоимостью 10 тыс. рублей, аудит они, скорее всего, не проводят, — говорит директор аудиторской фирмы «Аудит-Инфо» Елена Порфилкина. — Аудит микропредприятия занимает как минимум 5 рабочих дней. Рассчитаем стоимость работы одного аудитора: 10 тыс. рублей разделим на 5 дней и умножим на 21 рабочий день. Предположим, заработная плата аудитора составляет 40% от стоимости услуги, тогда его заработок составит 16,8 тыс. рублей в месяц. Напомним, что аудитор — высококлассный специалист. И такой уровень оплаты труда для него неадекватно низок.

По словам Виктории Костровой, стоимость качественных аудиторских услуг зависит от объема первичных документов и количества и разнообразия заключаемых договоров с контрагентами (в компании «Премьер-Аудит» стоимость аудита — от 30 до 370 тысяч рублей).

Впрочем, в некоторых комментариях слышатся и нотки «ценового» оптимизма.

— В конце 2012-го — начале 2013 года расценки на аудит и основные сопутствующие услуги, такие как бухгалтерское и налоговое консультирование, управленческий консалтинг, начали расти, — отмечает генеральный директор АКГ «Гудвилл» Нина Фирсова. — Это объясняется тем, что с рынка уходят небольшие, со штатом 1–2 человека, аудиторские компании, неспособные выдерживать требования СРО.

Ряд собеседников N, однако, считает, что деятельность СРО практически незаметна на рынке.

— С момента основания наша фирма является членом Московской аудиторской палаты (МоАП), как и большинство наших сотрудников, — рассказал генеральный директор компании «Денисов-Аудит» Антон Денисов. — Честно говоря, позитивного влияния на деятельность нашей организации со стороны МоАП мы не ощущаем ни по одному из заявленных направлений: представление интересов аудиторов в государственных органах, повышение качества аудита, обучение аудиторов, борьба с демпингом и пр.

Одним из основных источников дохода крупных аудиторов остаются услуги, предоставляемые в рамках разрешения налоговых споров.

— В план налоговых проверок, как правило, попадают предприятия, показатели которых заметно отклоняются от среднестатистических по отрасли, — говорит руководитель налоговой практики КГ JBI Group, управляющий партнер юридической фирмы «JBI Эксперт» Ольга Проскурина. — Дополнения в Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок, внесенные в прошлом году, обновили показатели рентабельности и налоговой нагрузки. Эти показатели являются основными, при отклонении от нормы которых налогоплательщика начинают анализировать более детально.

Генеральный директор компании «ЭРКОН» и руководитель ростовского отделения НП СРО «Российская коллегия аудиторов» Эркен Андержанов считает, что налоговики нередко проявляют неоправданно формальный подход при отнесении предприятий в разряд неблагонадежных налогоплательщиков.

— Порой даже отлаженная работа финансовой службы, позволяющая за один банковский день провести операции по получению и оплате денежных средств, или небольшая небрежность в оформлении первичных документов могут в одночасье перевести налогоплательщика из разряда добросовестных в разряд неблагонадежных, — говорит Эркен Андержанов. — Достаточно инспектору усомниться в факте перемещения товара из пункта А в пункт Б, и налогоплательщик начинает ощущать на себе всю мощь государства, в котором живет.

Многие участники рынка продолжают усиливать сегмент допуслуг. Так, фирма «Аудит НТ» в 2012 году выделила в самостоятельное направление кадровый аутсорсинг, рассчитанный на небольшие компании. В «Гудвилле» предлагают «Эффективную бухгалтерию», ориентированную на анализ и рационализацию работы бухгалтерии предприятий. Специализированные семинары для бухгалтеров проводит «Премьер-Аудит».


Теги: аудит, консалтинговые услуги

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

6281 просмотр
Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Яндекс.Метрика

Copyright © 2000-2018 Газета «Город N» | Данный сайт является интернет-версией деловой газеты «Город N» | Использование материалов допускается только со ссылкой на «Деловой Ростов» или «Город N» | Учредитель, издатель и редакция ООО «Газета» | Адрес редакции: 344000, Ростов-на-Дону, ул. Варфоломеева, 261/81, оф. 803-804 | Телефон (факс) редакции: +7 (863) 2 910 610 | e-mail: n@gorodn.ru | Редактор сайта — Алексей Тимошенко | Дизайн сайта — Владимир Подколзин