Сегодня 15 ноября 2019 года

Погода в Ростове +5°

18.01.2013 16:40

Автомобилестроение в Таганроге: грандиозный проект или авантюра?


Заломив руки корреспонденту N, охранники ТКЗ «изолировали» его «на время визита на завод начальника Госналогслужбы РФ Александра Починка». Руководству ТКЗ есть что скрывать от прессы

Мало кто верил, но это случилось: «Ростсельмаш» заключил-таки ряд выгодных контрактов на поставку комбайнов «Дон». Но вот незадача: выполнение контрактов под вопросом из-за дефицита мостов ведущих колес. Мостами «РСМ» снабжал Таганрогский комбайновый завод. Однако там в результате антикризисного управления и поспешной продажи станков и оборудования производить мосты в достаточном количестве сейчас невозможно: нужно заново налаживать производство. Вместо 120 тысяч мостов, как раньше, на ТКЗ планируют выпускать столько же легковых автомобилей. Один вал сменяется другим. Между тем планы по созданию автомобилей только в Ростовской области имеют, по меньшей мере, три предприятия, а по всей России их уже десятки. Причем все, естественно, на основе сборки из импортных комплектующих. Америка въехала в эпоху процветания на своих автомобилях, мы, похоже, хотим въехать на корейских. Куда же они привезут нас на самом деле?

АО «ТКЗ» — еще одна «горячая» точка
В субботу, 9 августа, за четверть часа до прибытия на АО «ТКЗ» Александра Починка корреспондент N предъявила удостоверение начальнику охраны завода Владимиру Лаврентьеву и объяснила цель редакционного задания (освещать визит г-на Починка в Таганрог). Владимир Лаврентьев в свою очередь заявил, что на это требуется специальное разрешение внешнего управляющего Евгения Струкова, так как визит носит ЧАСТНЫЙ (выделено N) характер и не предусматривает освещения в прессе. Не иначе, главу ГНС пригласили на блины. Если же у корреспондента N нет такого разрешения, то в момент прибытия делегации к подъезду здания заводоуправления охрана будет вынуждена «блокировать корреспондента N любым способом».

Так и случилось. Примерно в 12.30 у входа в заводоуправление АО «ТКЗ» в присутствии двух вице-мэров Таганрога Елизаветы Липовенко и Виталия Черного охрана завода, заломив корреспонденту N руки и зажав рот, силой уволокла ее в ближайший сквер. После вмешательства работников милиции Таганрога охрана отпустила корреспондента N. Но на этом ее злоключения не закончились. Спустя короткое время Викторию Макаренко, направлявшуюся на встречу с журналистами таганрогского телеканала «МИГ-TV», у подъезда ее дома снова остановили двое охранников АО. Они предложили свои услуги по организации встречи с Александром Починком на территории АО. Коррес­пондент N отказалась от этого предложения.

Тогда, схватив журналистку за руки и ноги, охранники понесли ее на территорию завода на глазах нескольких десятков жителей соседних домов. Доставив журналистку на территорию АО, ее заперли в помещении красного уголка охраны. Тем временем жители домов вызвали милицию и в ее сопровождении прибыли на территорию завода.

Поначалу охранники вообще отрицали факт нахождения журналистки на территории ТКЗ, но затем один из них (некто Неделько) объяснил, что по поручению Александра Васильева, помощника внешнего управляющего, Виктория Макаренко на время визита Александра Починка изолирована. Как все просто, не правда ли? Через некоторое время после вмешательства работников таганрогской милиции, подоспевших журналистов «МИГ-TV» и жителей дома № 35 по улице Инструментальной корреспондент N была освобождена. Слава богу, без выкупа. Не Чечня все-таки. В этот же день в третье городское отделение милиции Таганрога корреспондент N подала заявление о привлечении работников охраны АО «ТКЗ» к уголовной ответственности. Налицо, по мнению N, признаки злостного и умышленного воспрепятствования законной деятельности журналиста. Теперь организаторами и исполнителями этой акции занимаются правоохранительные органы. А чтобы дело, как это иногда бывает в нашей стране, не было спущено на тормозах, редакция направляет соответствующие обращения губернатору и прокурору Рос­товской области, а также в Фонд защиты прав прессы. N надеется, что этого будет достаточно. А теперь спокойно попробуем разобраться, что же все-таки происходит в последнее время на подопечном Теруправления по делам о несостоятельности Таганрогском комбайновом заводе.

Между комбайнами и автомобилями

Справка N. В 1980-е годы на Таганрогском комбайновом заводе развернулась широкомасштабная реконструкция, целью которой было создание главной базы производства мостов ведущих колес для нужд всего сельхозмашиностроения СССР. В итоге были созданы мощности производительностью более 120 тысяч мостов в год. Собственное комбайностроение на ТКЗ снизилось до минимума, и в конце концов соседний «Ростсельмаш» вынудил таганрожцев заниматься доработкой ростовских «Донов».

После распада СССР, в условиях нарастающего экономического кризиса Таганрогский комбайновый завод, получив статус АО, в 1993 году обострил соперничество с «РСМ» — отказался от «Донов» и провозгласил своей машиной комбайн КЗС-3. Однако за три года (сопровождавшихся бесконечными структурными переменами) крупносерийный выпуск этой машины так и не был налажен, а российские предприятия снизили потребность в мостах в десятки раз. В итоге к концу 1995 года АО «ТКЗ» вплотную приблизилось к банкротству. Суммарный долг предприятия составил более 200 млрд.

С 15 февраля 1996 года на АО «ТКЗ» было введено внешнее управление (арбитражным управляющим стал директор таганрогского филиала КБ «Донинвест» Евгений Струков). Одним из пунктов плана внешнего управления значится сохранение основного профиля предприятия. Но, как следует из неоднократных заявлений Евгения Струкова, из-за отсутствия в стране программы выпуска сельхозтехники, низкоэффективной работы маркетинговых служб АО и низкой платежеспособности потребителей продукции завода таганрогские комбайностроители так и не смогли за полтора года сформировать портфель заказов. То есть фактически управляющий расписался в собственном бессилии. Во время полуторагодичного внешнего управления мощности ТКЗ простаивали 11 месяцев.

Поэтому, козыряя отсутствием заказов на основную продукцию, руководство АО совместно с банком «Донинвест» при поддержке властей Таганрога и РО провозгласило своей палочкой-выручалочкой инвестиционный проект по организации на простаивающих мощностях ТКЗ сборочного производства южнокорейских автомобилей Daewoo. Во имя новой великой цели началось разрушение устаревших (и не очень) зданий и цехов, освобождение от оборудования помещений, пригодных под проект Daewoo, и великое переселение филиала «Донинвеста» в здание заводоуправления, а служб завода — в старые цеха.

Интересно, что в сферу пространственных притязаний будущего проекта Daewoo попадают как раз цеха нового мостового производства — их «очистили» от оборудования. Но руководство АО «ТКЗ», успокаивая встревоженный трудовой коллектив и лишенные информации о делах на ТКЗ местные СМИ, заверило, что все необходимое для производства основной продукции оборудование находится в целости и сохранности (правда, в демонтированном виде), а при необходимости может быть в короткие сроки смонтировано и использовано в производстве.

«Необходимость» свалилась снежным комом на головы руководства АО «ТКЗ» в конце июля текущего года. «РСМ» (набравший заказов на 1 трлн рублей, из которых самый срочный и обеспеченный — 1000 «Донов» для Иордании), помыкавшись по России и зарубежью в поисках мостов ведущих колес, вынужден был вновь «задружить» с таганрожцами. 21 июля АО «ТКЗ» возобновило работу в полном объеме, получив заказы на производство 2000 мостов для «РСМ» и Красноярского комбайнового завода, а также на выпуск 30 машин КЗС-3. Однако до сегодняшнего дня ни конвейер мостового производства, ни конвейер комбайнового производства так и не запущены. Отгрузка мостов заказчиком идет со склада готовой продукции (благо прошлым летом таганрожцы успели сделать приличный задел, но не сошлись в цене с «РСМ»), а также реализуются мосты из числа незавершенных (после некоторой доработки).

Запасы на складах весьма ограничены, поэтому ростовчане и красноярцы спешат получить как можно больше мостов. Таганрогский комбайновый завод, почувствовав себя хозяином положения, стал лавировать, и к 11 августа на «РСМ» случилось ЧП, о котором рассказал в выпуске «Дня Дона» директор «РСМ» по производству Анатолий Митюхин. А именно: АО «ТКЗ», несмотря на предоплату «РСМ» (24 млрд руб.), прекратило отгрузку мостов. Создалась угроза остановки конвейера «РСМ».

В телефонной беседе с корреспондентом N Анатолий Митюхин сообщил, что, поставив 800 мостов, таганрожцы должны были отгрузить на «РСМ» еще 600 штук. Но из-за более высокой цены, предложенной Красноярским заводом (37,5 млн руб.), таганрожцы уже отправили 200 с лишним мостов в Сибирь и готовят к отправке еще 50 штук. Программа «День Дона» назвала поступок таганрожцев «ножом в спину», так как, по словам Анатолия Митюхина, «РСМ» (сумевший договориться о цене в 25 млн за мост) был уверен в поставках из Таганрога. Уверенность эту «Ростсельмашу» вселил тот же Евгений Струков, который в двадцатых числах июля подтвердил приоритет Ростова перед Красноярском: «Мы все живем и работаем в Ростовской области».

Кина может и не быть
Казалось бы, чего так спешат потребители мостов опередить друг друга? Ведь не сегодня завтра руководство АО «ТКЗ» запустит конвейер мостового производства, и тогда... А что может произойти ТОГДА на собрании акционеров АО «ТКЗ», сообщил главный технолог завода Гвоздев. Из его слов следовало, что сейчас в спешном порядке готовится к запуску мостовое производство по обходной технологии (т. к. применить основную технологию невозможно по причине отсутствия необходимого оборудования). Обходная технология скажется значительным снижением количества выпускаемой продукции. К тому же ее применение обусловлено изношенностью задействованного в производстве оборудования (15, 20 и более лет давности). Если его загрузить на полную мощность, то, по мнению г-на Гвоздева, через два месяца оборудование выйдет из строя. Видимо, подобные сомнения стали терзать и столичных чиновников. Сегодня завершается подготовка правительственного совещания с участием президента РФ Бориса Ельцина, которое определит дальнейшую судьбу АО «ТКЗ». Вот почему 9 августа в Таганрог прибыл руководитель Госналогслужбы России Александр Починок с инспекцией финансово-экономической ситуации на АО «ТКЗ».

Почему нервничает руководство ТКЗ
Пытаясь найти объяснение агрессивности руководства АО «ТКЗ» по отношению к своему корреспонденту, N склонен считать, что она обусловлена серией наших статей об АО «ТКЗ». В них газета высказывала обеспокоенность закрытостью АО от СМИ, судьбой основного производства на предприятии, задавала вопросы о степени добавленного труда при будущей сборке автомобилей Daewoo и даже высказывала предположение о строительстве на территории АО лишь портового терминала.

Ответы на эти же вопросы искал, вероятно, в Таганроге и Александр Починок. После посещения территории АО и многочасового осмотра достопримечательностей Таганрога г-н Починок поделился с журналис­тами местных СМИ своими наблюдениями.

В частности, отвечая на вопрос о качестве будущей таганрогской сборки южнокорейских Daewoo, г-н Починок надеется на более серьезное отношение к инвестиционному проекту, нежели в случае с «Красным Аксаем». Газета «Коммерсантъ-Daily» в № 130 рассказала о том, как, побывав на «Красном Аксае», где собираются аналогичные южнокорейские автомобили Daewoo, Александр Починок на пальцах, что называется, показал сопровождающим, как именно сборщики экономят на отчислениях в бюджет. Перечислив сперва «некоторые конкретные схемы минимизации налоговых платежей», г-н Починок попросил «частично демонтировать двигатель автомобиля. Запустив руку в двигатель, Починок через некоторое время торжествующе продемонстрировал нагар. Между тем предполагалось, что это абсолютно новые машины. Нагар же свидетельствует, что двигатель уже эксплуатировался. А из этого следует, что сборка в Ростове одна видимость; на самом деле машины привозят из дальнего зарубежья уже собранными и прошедшими испытания».

Инвесторы таганрогского аналогичного проекта (а это те, кто запустил сборку Daewoo на «Красном Аксае», ФПГ «Донинвест») и производственники АО «ТКЗ» как могли убеждали г-на Починка дать предприятию налоговый кредит и обещали организовать достаточно глубокую сборку с участием предприятий РО и РФ, а не «собрать три машины и водку пить». В беседе с корреспондентом N представители АО «Аксай» опровергли сообщение «Коммерсанта-Daily» и сообщили, что глава ФПГ «Донинвест» Михаил Парамонов встретил со стороны Починка одобрение планов группы относительно автосборки на «Красном Аксае» и ТКЗ.

Говоря о перспективах сохранения основного профиля АО «ТКЗ» — выпуска мостов ведущих колес и сельхозтехники, глава ГНС, в свою очередь, заявил в Таганроге, что денег на развитие (или восстановление? — N) этого профиля у государства нет. Поэтому комбайностроители должны сами их заработать, в том числе и от реализации автомобилей Daewoo. Короче говоря, получается пока типичное российское «казнить нельзя помиловать». И мосты для комбайнов вроде снова нужны, и автомобили хочется выпускать. Впрочем, выпускать у нас всегда умели, спускать за бесценок тоже, теперь нужно научиться зарабатывать. Этому комбайностроителей взялась научить ФПГ «Донинвест», получившая контроль над заводом.

Любо, казаки? Любо, батька
На прошедшем 12 августа годовом собрании акционеров АО «ТКЗ» корреспондент N посмотрел и на комбайностроителей, и на тех, кто ими руководит. Заполненный примерно на 2/3 зал ДК ТКЗ равнодушно заслушал отчет об итогах 18-месячного внешнего управления предприятием. Господа акционеры (которым с трибуны объяснили, что из трех слов «за», «против» и «воздержался» они должны выбрать одно) спокойно приняли к сведению информацию о том, что за прошлый год стоимость основных фондов предприятия снизилась с 3,6 трлн руб. до 1 трлн руб. Акционеры не поинтересовались, куда направлены средства от реализации основных фондов (в кассу завода поступило 27 млрд руб.). Так же равнодушно они прослушали сообщение об организации в скором времени дополнительной эмиссии, в результате которой АО увеличит свой УК с 359 млн руб. до 4 млрд руб. Некоторое разнообразие в доклады, изобилующие конструкциями типа «аудитор остался нами доволен», «учиться никогда не поздно», «руководству нужна ваша помощь», внес отчет ревизионной комиссии, в котором говорилось о долгах предприятия. К примеру, сегодня долг АО «ТКЗ» бюджету составляет 65,5 млрд рублей, внебюджетным фондам — 13,9 млрд рублей, по кредитам — 190 млрд руб. В заключение акционеры выбрали новый состав совета директоров, в котором доминируют представители «Донинвес­та». Председателем совета вновь избран Евгений Струков.

От нулей рябит в глазах
Подводя итоги анализа финансово-экономической ситуации на АО «ТКЗ», можно с большой степенью уверенности утверждать, что будущее предприятия весьма туманно. Связывать выход его из кризиса с проектом Daewoo после разоблачений Александра Починка на «Красном Аксае» как-то рука не поднимается. Тем более что дата выпуска первой опытной партии Daewoo в АО «ТКЗ» постоянно откладывается и сегодня (в отличие от апрельских заявлений) называется не текущий год, а сентябрь будущего.

Нервозное отношение организаторов проекта Daewoo к журналис­там, неспособность прямо и открыто обсуждать проблемы завода заставляют усомниться в добросовестности их намерений. Большие сомнения вызывает возможность руководства привлечь сумму, которая, по словам представителей ФПГ, потребуется для организации автомобильного производства на ТКЗ, а именно 1,3 млрд долларов, или около 7 трлн рублей — больше, чем бюджет области.

Не происходит ли под видом реструктуризации Таганрогского комбайнового очередная дележка того, что осталось от прежних руководителей? Заявить о триллионном проекте и нарисовать райские кущи, имея определенное воображение, нетрудно. Это так ласкает слух тем, кто привык решать любые глобальные проблемы одним махом, будь то наполнение бюджета или поворот рек вспять. Куда как труднее порой делать ежедневную кропотливую работу. Слово «маркетинг» приятно для слуха многих новых бизнесменов — им так здорово можно щеголять — и неприятно в плане конкретной работы. Не идут комбайновые мосты — будем выпускать автомобили, и тоже много. А то, что российский финансовый капитал («Альфа-Банк», «СБС-Агро», «Менатеп» и др.) начинает наконец-то поворачиваться к сельхозпроизводителю, в данном случае в расчет не берется, и то, что современным крестьянам все в больших количествах требуется разнообразная малая техника, тоже не учитывается.

Был когда-то в Таганроге завод игрушек «Искра». Реструктуризацию на нем провели так умело, что нет ни завода, ни игрушек. А на том месте, где все это было, строит дачу один местный бизнесмен. Очень хочется верить, что на ТКЗ все будет по-другому.

Виктория Макаренко

1997 год

P. S. Через полгода после этой публикации охранники «Донинвеста» получат судимости и сроки условно.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

18873 просмотра
Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Яндекс.Метрика

Copyright © 2000-2018 Газета «Город N» | Данный сайт является интернет-версией деловой газеты «Город N» | Использование материалов допускается только со ссылкой на «Деловой Ростов» или «Город N» | Учредитель, издатель и редакция ООО «Газета» | Адрес редакции: 344000, Ростов-на-Дону, ул. Варфоломеева, 261/81, оф. 803-804 | Телефон (факс) редакции: +7 (863) 2 910 610 | e-mail: n@gorodn.ru | Редактор сайта — Алексей Тимошенко | Дизайн сайта — Владимир Подколзин