Четыре года несвободы за дебаты и семинар
Ростовская активистка Анастасия Шевченко по решению суда получила 4 года условного срока за сотрудничество с нежелательной организацией. Октябрьский районный суд Ростова признал Анастасию Шевченко виновной, ее приговорили к 4 годам условного срока и освободили из-под домашнего ареста в зале суда. Дело Шевченко — первый в России случай уголовного преследования за участие в деятельности нежелательной организации — «Открытой России». Приговор суда не позволит Анастасии в ближайшее время заниматься политической деятельностью.
На вынесение приговора возле Октябрьского районного суда Ростова собралось около сотни человек: представители федеральной и ростовской прессы, правозащитники, гражданские активисты, друзья Анастасии Шевченко. Одной из первых в зал суда вошла Ксения Собчак, приехавшая поддержать Анастасию (Шевченко возглавляла региональный штаб Собчак во время президентских выборов в 2018 году). Среди тех, кто поддерживал Анастасию, был и Александр Рябчук, победитель ростовского конкурса «Учитель года», которому недавно пришлось уволиться из двух школ после участия в протестном шествии 23 января в поддержку оппозиционного политика Алексея Навального. Большая часть журналистов и группы поддержки не попали в зал суда из-за дефицита мест.
Шесть часов судья Кристина Захаркина тихо и неразборчиво зачитывала решение. За ходом заседания можно было следить с помощью трансляции, которую вел в своем телеграм-канале адвокат Сергей Бадамшин, ближе всех сидевший к судье. Это позволило ему разбирать ее слова. «Продолжили. Оглашаются письменные доказательства по делу», «все это время зачитываются экспертизы видео из спальни», «осмотры сайтов и социальных сетей», «мама Анастасии Шевченко слушает приговор и плачет», — сообщал Бадамшин.
Анастасию Шевченко еще в 2018 году дважды привлекали к административной ответственности за участие в дебатах и проведение лекций для членов «Открытой России» в преддверии выборов в Законодательное Собрание Ростовской области. В начале 2019 года силовики провели обыск в квартире активистки, забрали документы, телефон и компьютер. После ее задержали за «участие в деятельности организации, признанной на территории РФ нежелательной» (ст. 284.1 УК РФ). Поводом для задержания послужила организация собрания-лекции от имени движения «Открытая Россия», основателем которого является Михаил Ходорковский, а также участие в согласованном митинге, на котором гражданская активистка демонстрировала символику протестной акции «Надоел». Изначально Анастасию Шевченко отправили под домашний арест на 55 суток, затем он неоднократно продлевался и в итоге составил почти 2 года.
Журналист, лауреат премии Бориса Немцова Анастасия Шевченко стала координатором российского движения «Открытая Россия» в Ростове в 2017 году. В этом же году Генеральная прокуратура признала нежелательными на территории России три иностранные неправительственные организации, среди которых оказались Otkrytaya Rossia («Открытая Россия», Великобритания), Open Russia Civic Movement (Общественное сетевое движение «Открытая Россия», Великобритания), а также Institute of Modern Russia, Inc («Институт современной России», США). На сайте Генпрокуратуры говорится, что эти организации осуществляют на территории РФ «специальные программы и проекты в целях дискредитации результатов проходящих в России выборов, признания их итогов нелегитимными».
По словам представителей российского движения, британская «Открытая Россия» не связана с одноименным общественным движением в России, однако российские суды в ряде административных дел привлекали активистов российского движения к ответственности за сотрудничество с нежелательной британской организацией. Анастасия Шевченко стала первым человеком в РФ, в отношении которого возбудили за это уголовное дело.
К концу заседания к зданию Октябрьского районного суда снова начали подтягиваться люди. Анастасию они встретили аплодисментами.
— Если честно, я вашу большую радость не разделяю, я все равно остаюсь в заложниках, и это надолго, — сказала Анастасия Шевченко журналистам.
По словами одного из ее адвокатов Сергея Ковалевича, в ближайшее время будет решаться вопрос об обжаловании приговора.
— Звук (в зале суда. — N) был достаточно плохой, я услышал лишь, что Анастасии нельзя будет менять постоянное место жительства и нужно будет являться в инспекцию. Если субъективно сказать, мне показались цифры достаточно суровыми, чтобы испытательный срок был 4 года — это редкий случай. Мне кажется, это профилактическая мера: сначала испугали, потом дали строгую поблажку. Мы, естественно, радуемся, что Шевченко не уехала в колонию, каждому человеку понятно, что лучше не сидеть, чем сидеть. Но мне как адвокату решение не понравилось, суровый достаточно срок. Коллегиально мы будем принимать решение, обжаловать его или нет, — пояснил Сергей Ковалевич.
«Я фактически на крючке у всяких спецслужб»
В интервью радиостанции «Эхо Москвы» вечером 18 февраля Анастасия рассказал о своих чувствах после вынесения приговора и планах на будущее:
— Двоякое чувство. С одной стороны, сняли браслеты, наконец-то закончился домашний арест, есть какая-то определенность. А с другой — сегодня за дебаты и семинар мне дали 4 года условно. И фактически запретили заниматься какой-либо политической деятельностью. Я себя счастливой не чувствую... Я фактически на крючке у всяких спецслужб и т. д. остаюсь еще на 4 года. Просто жить и так осторожничать — это фактически несвобода в любом случае. Пока я теряюсь в догадках, буду искать работу, буду думать, как дальше жить и как заниматься общественной деятельностью не в ущерб семье, не нарушая предписанных мне ограничений и т. д. Но я очень рада, что я дома и с детьми сейчас.