г. Ростов-на-Дону
19 сентября 2020 21:45:26

Бизнесу мешает климат

«В этом году у нас происходит неплохой восстановительный рост. Рассчитываем, что по итогам этого года рост ВВП РФ превысит 2%», — сказал премьер-министр Дмитрий Медведев на саммите АСЕАН-2017. Да, у нас строятся дороги, мосты, аэропорты. Но надо сравнивать не с тем, что есть, а с тем, что могло бы быть. Россия могла бы развиваться куда более быстрыми темпами, но мешает плохой инвестиционный климат. Для его улучшения надо заняться исправлением 4 основных причин, считает директор компании «ВЕК» Константин Остапкевич.
Бизнесу мешает климат Директор компании «ВЕК» Константин Остапкевич. Фото из архива N.

Во-первых, в России избыточное регулирование и устаревшие регламенты, написанные в середине прошлого века. Например, чтобы построить грибную ферму, нам пришлось потратить несколько лишних десятков миллионов рублей. По требованию пожарников нам пришлось закопать в землю 10 железнодорожных цистерн, чтобы у нас были емкости с водой для пожаротушения. При этом на участке есть пруд. Поляки, которые помогают нам строить, удивляются: они у себя вообще не строили системы пожаротушения. Я считаю, что это наши проблемы, если ферма сгорит.

Во-вторых, существует беспредел силовых органов, которые могут легко отобрать бизнес. Мы же видим, например, как забрали компанию «Башнефть» у владельца, который даже не занимался политикой. Он не какой-нибудь Навальный или Ходорковский. Таких примеров много. Стоит только предприятию отладить бизнес-процессы, взять наемного директора — бизнес попадает в зону риска, его могут забрать.

В-третьих, доля государства в бизнесе должна быть снижена в несколько раз. Например, я прочитал в новостях: 1 декабря откроется новый аэропорт, Ростовская область купит 20 новых автобусов. Почему чиновники решили самостоятельно купить 20 автобусов, а не отдать это в частные руки? Там, где государство в бизнесе, возможны откаты при покупке автобусов, а впоследствии неэффективное управление перевозками. Лучше дать льготный кредит коммерческому предприятию или даже дотировать его. Это будет прозрачнее и выгоднее для бюджета. Но автобусы — это мелочь, доля государства в экономике доходит до 80% — потенциал для отсутствия конкуренции, откатов и неэффективности

А если инвестор из Воронежа или Нью-Йорка? Как ему сюда инвестировать? Конечно, в Россию пришли «АШАН», «ИКЕА», «Тойота» — таких примеров тоже миллион. Только надо не ориентироваться по ощущениям, а смотреть статистику. Можно сравнить, сколько инвестиций на 100 тыс. жителей идет в Китай, а сколько — к нам, посмотреть, какие у них строят железные дороги, автомобильные развязки. Круче, чем в Москве. А в России если и есть что-то, то только в столице, у которой колоссальный бюджет. Надо сравнивать с упущенными возможностями. Например, уровень ВВП Аргентины и Швейцарии 100 лет назад был одинаковый. Аргентина росла на 1-2% в год, как собирается сейчас развиваться Россия, а Швейцария развивалась всего на 1-2% быстрее. Теперь в Швейцарии ВВП вдвое выше, чем в Аргентине. Пару лет назад я был в Аргентине — это отсталая аграрная страна. Учитывая нашу отсталость во всем — зарплатах, пенсиях, дорогах, образовании, здравоохранении, мы должны быстрее развиваться — это эффект низкой базы. Но этого нет.

В-четвертых, нужны честные суды. У нас их нет, а в Китае, например, есть. Наша компания недавно проиграла суд и заплатила налоговой инспекции 22 млн рублей. Они сказали, что я не покупал товар на 100 млн рублей, который затем продал. Внутри этого товара «сидел» НДС — 15 млн. Все документы были в порядке. Их аргумент состоял в том, что я не встречался с директором, то есть не проявил должной осмотрительности при выборе контрагента. Но, покупая телевизор, тоже не встречаются с директором, а фирма потом может исчезнуть. Это обычная практика! Хотя я судился и суд разрешил мне не платить до окончания слушаний, Следственный комитет «на всякий случай» завел на меня уголовное дело, потому что он имеет право. У меня вопрос не к следователю, а к закону, разрешающему заводить уголовное дело на предпринимателя, если он судится с налоговой. Мне пришлось заплатить 15 млн рублей НДС плюс штрафы и пени — всего 22 млн рублей, чтобы уголовное дело закрыли.

Если я все это расскажу иностранному инвестору, он приедет сюда? Приедут 10 рисковых инвесторов из 100 потенциальных, потому что предпринимателю все равно, чем торговать. Только торговать оружием или наркотиками на 100% незаконно, а заниматься бизнесом в России, можно сказать, примерно на 5% незаконно. Это и есть инвестиционный климат, он плохой. Поэтому здесь и строят предприятий меньше, чем нужно, конкуренция здесь ниже. А цены выше!

В Европе, где зарплаты выше в несколько раз, перелеты самолетом стоят дешевле. И сравнивать надо не среднюю зарплату, а зарплату одинаковых работников, которых больше всего. В Ростове больше всего продавцов супермаркетов. Они получают на руки 20-25 тыс. рублей. А в Польше — 700 евро, то есть 50 тыс. рублей. При этом продукты питания в среднем стоят так же, как у нас. А где-нибудь во Франции продавцы получают минимальную зарплату 1200 евро. Продукты там дороже, но зато у них есть медицинская страховка, по которой действительно лечат от рака, а у нас умирают. Опять-таки можно посмотреть статистику смертности от рака, продолжительности жизни у нас и в Европе. В нашей современной стране живут не на год, а на 15 лет меньше. Но мы же не Африка!

Раз мы идем по рыночному пути, то главное, что нужно делать, — это улучшать инвестиционный климат.

Константин Остапкевич, совладелец ГК «ВЕК»

Просмотров: 8759

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Бизнес и власть
image
Борт под именем «Дон» авиакомпании «Азимут» теперь оформлен изображением яркого туристского бренда региона. Впервые самолет российской авиакомпании брендирован туристским брендом региона. Теперь «Вольный Дон» будет встречать гостей еще до их прибытия в Ростовскую область.
Бизнес и власть
image
По словам Константина Рачаловского, министра сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, достижению этого результата способствовали постоянная господдержка крестьян и использование достижений аграрной науки.
Бизнес и власть
image
«Индюшкин двор», дочерняя структура «Дамате», завезла в начале августа на бывшую площадку «Евродона» в Октябрьском районе Ростовской области первую партию индюшат в 50 тысяч голов. Проинспектировали площадку губернатор Ростовской области Василий Голубев и генеральный директор группы компаний «Дамате» Рашид Хайров.
Бизнес и власть
image
Управление капстроительства Ростова до 2 сентября собирает заявки подрядчиков, которые достроят трассы для занятия ВМХ и маунтинбайком на Гребном канале. По условиям конкурса завершить строительство нужно до конца года. Предыдущий исполнитель расторг контракт из-за невозможности приступить к началу выполнения основного объема работ по независящим от него причинам.
Реклама на сайте и в газете
Заказать