«Новые горизонты для турбизнеса открыли президент и коронавирус»
Владелец отеля «Амбо» и одноименного турагентства Курбан Муртазалиев рассказал N, как вырос интерес туристов к горному Дагестану.

N: — Рост интереса к Дагестану вызван ограничением на выезд?
К.М.: — В меньшей степени. В Ботлихе до недавнего времени туризм практически не развивался, просто никто и не знал в России, какие тут есть места. В прошлом году в Ботлих приезжал Владимир Владимирович Путин, встретился с жителями, осмотрел район. После этого произошло очень много изменений. Ботлих перестал ассоциироваться с событиями войны. Сейчас это, прежде всего, природные красоты, гостеприимные люди, но проблема была в доступности. В этом году завершается капитальная реконструкция автодороги в Ведено и Грозный. Внимание федерального центра вдохновило жителей: отремонтированы улицы, на них поддерживают порядок. Молодежь после обучения стала возвращаться в село, развивать производство натуральных продуктов, торговлю, общепит, сервисы.
Теперь можно добраться до Каспия не только по равнинам, а через живописные перевалы, сады, долины — как раз через Ботлих. И туристы стали выбирать именно этот маршрут.
N: — Интерес туристов в этом сезоне существенно вырос?
К.М.: — Уже по самым предварительным итогам лета поток туристов в нашем отеле увеличился втрое по сравнению с прошлым годом. Это даже с учетом периода самоизоляции. Ограничение на посещение зарубежных стран стало мощным стимулом для развития. В прошлом году мы провели капитальный ремонт, пауза весной дала возможность как следует подготовиться, и в итоге к сезону отпусков мы подошли с обновленным фондом номеров на 48 человек, открыли в новом формате кафе и обновили программу экскурсионных туров. Усилия окупились — все предложения востребованы, у нас в этом году очень много гостей, мы получаем очень положительные отзывы, многие обещают приехать снова.
N: — Какие инвестиции потребовались для развития отеля?
К.М.: — Отель открылся в 2008 году, с самого начала мне очень хотелось сделать его именно центром туризма, организовать разнообразные маршруты, предложить самые разные виды отдыха. Но развить это было сложно: содержать штат экскурсоводов, водителей-профессионалов, даже постоянный персонал для обслуживания номеров, когда в течение года поток минимальный, — убыточно. А когда в итоге турист приезжает, очень сложно предложить ему весь комплекс услуг. Только сейчас я смог приблизится к реализации этой идеи, когда поток стал стабильным, пошла обратная связь от гостей.
Уже приезжали специалисты из Санкт-Петербурга, дали рекомендации, что еще необходимо дополнить, я намерен в самом ближайшем будущем добиться статуса как минимум трехзвездочного отеля, со всеми теми же удобствами для гостей, что и в любом популярном у туристов городе. Прошлый год потребовал около миллиона рублей вложений в обновление гостиницы, почти столько же понадобится в ближайшем будущем.
В основном это помощь друзей и родственников, которые верят в мой проект и хотят видеть Ботлих популярным местом.
N: — Об окупаемости речи пока не идет?
К.М.: — Нет, до прибыли еще далеко. Сейчас это семейный бизнес, что позволяет минимизировать расходы, но вся выручка сразу же идет в дальнейшее развитие. Если сейчас мы удержимся в тех же темпах роста, получим «звезды», сможем создавать новые рабочие места, усилим сотрудничество с местными предприятиями, то в ближайшие годы можно будет надеяться на первую прибыль. «Амбо» сможет держать марку только вместе со всем районом — должны быть дороги, инфраструктура, чистота и безопасность. У нас производят великолепные натуральные соки, урбеч — лакомство очень полезное, которое входит в моду, нужно только донести эту информацию до людей. Поэтому я стараюсь развивать не только свой бизнес, но и участвовать в развитии всего района, в том числе в развитии информационном.
N: — У вас есть конкуренты?
К.М.: — Конкуренции не ощущаю. В районе есть гостиница, но без официального статуса, я не интересовался, как у них идет бизнес. С отелями в Чечне мы не конкуренты, а скорее единомышленники. Сейчас тем, кто путешествует, нет нужды торопиться — можно осмотреть Грозный, отдохнуть там, затем через красивейший перевал по новой дороге приехать к нам, затем от нас до Махачкалы — день пути по очень красивым местам.
N: — А как быть с ограничениями, связанными с исламом?
К.М.: — Уже несколько лет Дагестан идет к разделению религиозного и светского. Сейчас мы проходим очень тонкую грань — сохранить самобытность и традиции, уважение к принятым нормам и при этом создать комфортную среду для гостей, которые не должны остаться голодными только потому, что у нас пост. В России много конфессий, все они гармонично вписываются в светские рамки, значит, и мы сможем этого добиться.