г. Ростов-на-Дону
18 Февраля 2020 21:46:48

«Делаем ставку на уникальный набор компетенций»

Донской государственный технический университет выиграл состоявшийся в рамках национального проекта «Образование» конкурс на финансирование разработки образовательной программы совместно с одним из университетов, входящих в топ-200 предметных глобальных рейтингов вузов. Сумма финансирования составит 10 млн рублей, разрабатывать программу ДГТУ будет совместно с группой специалистов Высшей школы экономики во главе с заместителем декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Ильей Кирией.
«Делаем ставку на уникальный набор компетенций» Заместитель декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Илья Кирия (слева) и декан факультета медиакоммуникаций и мультимедийных технологий ДГТУ Денис Дубовер.
Обновленная специальность «Медиакоммуникации» появится на факультете медиакоммуникаций и мультимедийных технологий ДГТУ, первый набор на нее состоится уже в нынешнем году. По словам декана факультета Дениса Дубовера, в рамках программы студенты получат комплексные компетенции для работы на современном медиарынке, которые сделают их востребованными во всех отраслях экономики.

— Почему вы сочли актуальным для ДГТУ развитие специальности «Медиакоммуникации»?

Илья Кирия: — Переговоры о совместной работе над созданием кафедры, а затем и факультета медиакоммуникаций в ДГТУ мы начали еще в 2012 году. Идея заключалась в том, и она мало изменилась с тех пор, что классическая журналистика готовит выпускника к решению довольно ограниченного набора задач. Подразумевалось, что журналистика — это часть филологии, а журналист — человек, который умеет работать с текстом. Между тем работа на современном медиарынке подразумевает необходимость наличия куда более обширного круга компетенций. Медийная среда сильно изменилась, граница между профессиональной журналистикой и деятельностью любителей оказалась размыта. Поэтому в перечень задач, выполняемых медиа, вошло огромное количество вещей, которые раньше журналист обычно не делал и которым в комплексе сейчас никто толком не учит. В первую очередь это менеджмент медийных процессов. Мы пришли к выводу, что рынку нужны люди, которые умеют организовывать работу, коммуницировать с дизайнерами, специалистами по разработке алгоритмов, программистами и т. д. Таким образом и возникла новая гибридная специальность.

— Кем будут ее выпускники?

И.К.: — Я не люблю ставить вопрос о том, кого готовит та или иная специальность, поскольку на него нет однозначного ответа. Контуры специальности и набор компетенций, который она дает, очень сильно меняются со временем. Как будет выглядеть индустрия через четыре года, мы не знаем. За последние пять лет сфера медиа, пиара, рекламного рынка изменилась очень сильно, и многие из этих изменений были непредсказуемы. Задача — подготовить специалиста с набором пластичных компетенций, которые окажутся востребованы в технологической среде будущего.

Денис Дубовер: — В 2012 году, когда создавался наш факультет, первый набор на него был «технарский», он предусматривал подготовку фактически инженеров. Это был совершенно уникальный для российского рынка продукт — подготовка технических специалистов с дополнительными гуманитарными треками. Это был период, когда много говорилось о необходимости обучения конвергентных мультимедийных специалистов, которые могут и сайты делать, и мобильные приложения, и писать тексты, и работать с рынками. Фактически это было требованием времени, и, возможно, поэтому у истоков факультета стоял президент ГК «Южный Регион» Георгий Кудинов, который пришел в ДГТУ с запросом на подготовку конвергентных «технарей-гуманитариев», конвергентных специалистов. Но в определенный момент мы поняли, что эти направления лучше развести. С 2017 года у нас два якорных направления: «Информационные системы и технологии», которые с 2020 года замещаются «Прикладной информатикой», где студенты учатся разработке компьютерных игр, мобильных приложений, сайтов, интерфейсов и т. д., и «Медиакоммуникации», которое мы и планируем перезапустить совместно с ВШЭ в рамках выигранного гранта.

— Если говорить о перспективах трудоустройства выпускников, то они связаны в первую очередь с медиарынком?

Д.Д.: — Я считаю, что СМИ в этом качестве должны рассматриваться чуть ли не в последнюю очередь. Это сейчас очень узкий, сложный и неповоротливый рынок. Я сам выпускник журфака и Илья (Кирия) — тоже. Мы получили отличное классическое гуманитарное образование, но и в то же время видим ряд минусов. Нам не хватало soft skills (гибкие навыки, англ.), которые позволяют специалисту находить себя на самых разных рынках. Наши выпускники смогут работать везде, где нужны креативные продюсеры, которые будут рассказывать с помощью различных медиасред и платформ о том, что происходит на предприятиях легкой и тяжелой промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и т. д., а такие специалисты нужны везде. Рынков множество, их объем практически не ограничен, и они динамично растут. Мы на это делаем очень большую ставку.

И.К.: — Речь идет о сочетании навыков, которые до этого никто не пытался сочетать. Например, есть наука лингвистика и есть компьютерные науки. А сейчас появилась специальность «Компьютерная лингвистика», которая очень популярна у студентов и востребована у работодателей в сферах консалтинга, маркетинга, политологии и т. д. Она подразумевает работу с текстами с применением компьютерных технологий. Мы тоже стремимся объединить компетенции, которые уже есть на рынке, но при этом они разрозненны. Продюсеры на рынке есть, но продюсированию не учат толком нигде: оно преподается как часть кинообразования или как управление репертуарной политикой театров и все. А продюсер в современных медиа, коммуникациях и пиаре — главный, поскольку именно он должен организовать производство продукта в рамках проектной модели с ограниченными временными и материальными ресурсами.

— Поскольку речь идет о новаторской программе, возникает вопрос, кто будет по ней преподавать.

Д.Д.: — Мы работаем с преподавателями из нашего региона, но также привлекаем профессоров из Москвы. В рамках обновленной специальности «Медиакоммуникации» мы запускаем систему blended learning (смешанное обучение, англ.), которая предусматривает активное включение в образовательную программу онлайн-курсов других университетов, как российских, так и зарубежных. Такой инфраструктуры для обучения медиакоммуникациям, могу сказать с уверенностью, нет больше ни у кого. Это и огромный съемочный павильон в медиапарке ДГТУ, и радиостудия, и конгресс-холл, и студия для фотосъемок, аудио- и видеозаписи.

И.К.: — Часть компетенций мы возьмем с рынка, а часть — создадим сами в процессе развития этого направления обучения. Использование системы blended learning предусматривает, что часть теоретической подготовки студенты будут получать на онлайн-курсах, в том числе преподавателей ВШЭ, а практические занятия по этим дисциплинам у них будут вести уже преподаватели ДГТУ, которые пройдут соответствующее обучение у своих коллег. Наша задача в перспективе — иметь возможность гарантировать, что студенты, обучающиеся по совместной программе, с точки зрения качества профессиональной подготовки не будут уступать учащимся самой ВШЭ. В идеале мы планируем прийти к системе двух дипломов, то есть выпускник данной программы будет получать диплом и ДГТУ, и «вышки».

— Какие вступительные экзамены должны сдавать абитуриенты, которые будут поступать на эту специальность?

Д.Д.: — Русский язык и литературу. Также они будут проходить творческий конкурс, на который мы приняли решение принимать любые образцы медиатворчества — от текстов и рисунков до анимационных роликов и 3Dмоделей. Если абитуриент может подтвердить, что успешен в социальных сетях, это тоже учитывается, поскольку означает, что он уже в какой-то степени понимает механику работы медиапродукта.

— То есть вы фактически набираете гуманитариев и учите их использованию технологий?

Д.Д.: — Так и есть. Мы при этом не ставим перед собой цель сделать их технарями. Но если в своей профессиональной деятельности они будут сталкиваться с продюсированием, то им необходимо понимание того, как правильно дать задание разработчику софта или дизайнеру, как отобрать в команду квалифицированных специалистов и т. д. Все это требует прохождения этапа обучения, на котором они будут делать работу технических специалистов своими руками.

И.К.: — Для нас как создателей программы очень важно, чтобы некий общий блок дисциплин был синхронизирован со сходными специальностями университета, например рекламой, связями с общественностью и др. Фактически, на первом курсе мы будем учить их студентов одному и тому же. Это базовый блок фундаментальных знаний в области коммуникаций и вообще социогуманитарного блока: социология, политология, медиаправо, менеджмент, маркетинг и т. д. Только за счет такой унификации мы сможем гарантировать высокое качество обучения, текущего контроля знаний и т. д. А после первого курса студенты начнут расходиться по своим профилям. Это практика, принятая во всем мире.

— Насколько гибкий выбор профиля обучения будет доступен студентам после первого курса?

Д.Д.: — Обновленные «Медиакоммуникации» подразумевают обязательное наличие индивидуальных образовательных траекторий для студентов. Например, один из профилей — сплав медиа, IT и психологии. Кто-то, начиная со второго курса, наберет больше психологических дисциплин, кто-то углубится в цифровые медиапроекты или в экономику медиарынка. Получается, что у каждого студента будет своя уникальная программа обучения.

Мы понимаем, что нельзя сформировать специалиста с гибкими компетенциями и подвижными представлениями о мире, если он не научился сам выбирать и формировать свою личную траекторию развития во время обучения. Поэтому студентам будет предложено несколько треков для выбора (мультимедийное производство, анимация и мультипликация, звукорежиссура, нейротехнологии), но при этом все они будут дополнять фундаментальную социогуманитарную базу.

— Среди критериев отбора победителей конкурса на создание совместных программ с вузами из топ-200 мировых предметных рейтингов было наличие индустриальных партнеров. Какие организации привлек в этом качестве ДГТУ?

Д.Д.: — Крупнейшим из наших индустриальных партнеров стала Mail.ru Group, которая написала письмо поддержки в наш адрес, когда мы подавали заявку на конкурс. Мы заключили партнерский договор о прохождении нашими студентами практики в компаниях группы и, что еще важнее, о том, что Mail.ru будет участвовать в учебном процессе, создавать вместе с нами различные медийные проекты и предоставлять студентам кейсы на разработку. Также у нас есть региональные партнеры: ГК «Евромедиа», ЗАО «Южный Регион» и многие другие.

— На что планируется направить средства гранта на разработку совместной программы обучения с ВШ Э в сумме 10 млн рублей?

Д.Д.: — На первом этапе мы закупим класс новых компьютеров высокой производительности. В дальнейшем у нас есть планы приобретать оборудование для изучения нейротехнологий. Это, в частности, устройства, которые позволяют считывать реакции человека на тот или иной контент и даже управлять показом контента с помощью мыслительных сигналов. Это необходимо для развития образования в рамках трека Национальной технологической инициативы «Нейронет», который предусматривает развитие технологий Web 4.0 на основе новейших интерфейсов класса «человек — машина».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Образование, наука
image
15 февраля клуб «Танаис» совместно с Донской публичной библиотекой и КВИР «Донской рубеж» проведут встречу, посвященную 77-й годовщине освобождения Ростова от немецко-фашистских захватчиков.
Образование, наука
image
Научно-просветительский проект «НаукаPRO» приглашает на очередной открытый лекторий, который состоится в воскресенье, 16 февраля, в кинозале Публичной библиотеки.
Образование, наука
image
В честь Дня российской науки Южный федеральный университет открыл для прессы двери в свои научно-исследовательские центры и их лаборатории.
Образование, наука
image
На минувшей неделе в ДГТУ прошел отборочный этап Всероссийского технологического фестиваля для школьников и студентов «Робофест-2020»