г. Ростов-на-Дону
26 июля 2021 08:26:41

Эксперты и команда Южного IT-парка создали курс «Цифровизация бизнеса» для успешного стартапа

Трекер Южного IT-парка АО «Региональная корпорация развития» Кирилл Самоходкин рассказал о методологии работы со стартапами в рамках онлайн-курса «Цифровизация бизнеса».
Эксперты и команда Южного IT-парка создали курс «Цифровизация бизнеса» для успешного стартапа Кирилл Самоходкин

— Кирилл, в чем инновационность вашей методологии, почему вообще в ней возникла необходимость?

— В основе нашей методологии лежит Южная трекшн-карта (SouthTractionMap), которая включает в себя части методологий CustomerDevelopment, трекшн-карту, концепцию JobsToBeDone (в приоритете — разработки на основе задач, ради которых клиенты покупают продукт) и несколько других техник и инструментов. Данная методология собрана для развития стартапов ранних стадий и фокусируется только на тех действиях, которые приведут к результату при достижении контрольных точек — этапов развития продукта.

Безусловно, любой стартап хочет добиться определенного результата. Сегодня у нас много молодых талантливых ребят, которые хотят создать качественный и востребованный продукт. Казалось бы, есть энергия, есть желание, можно многого добиться. Но что мы видим в реальности? Множество команд с замечательными идеями, которые пытаются бежать одновременно во всех направлениях, теряют время, силы, разочаровываются в своих начинаниях. Все потому, что большая часть их действий не ведет к стратегическим целям. Южная трекшн-карта помогает систематизировать, структурировать деятельность, понять, что конкретно и зачем вы делаете, где находитесь.

— Как это выглядит на практике?

— Южная трекшн-карта состоит из базовых этапов, которые должна пройти команда на пути к цели. Всего их 12, но все их осветить в рамках одной беседы просто невозможно.

— Тогда давайте начнем сначала. Как выглядит ранняя стадия развития проекта, от идеи к реальности?

— Первый шаг — формирование гипотез о проблемах/задачах аудитории. На этом этапе команды формируют гипотезы и ищут рынки, в которых есть проблемы — например, с перевозкой грузов или доставкой еды. Мы понимаем, что на этапе, когда еще не обозначена проблема, могут работать только так называемые компании-носороги: «Фейсбук», «Гугл» и др. Они могут менять рынок так, чтобы эта проблема возникала. Как это произошло с сервисом объявлений. До того как проблема сформировалась, эти сервисы были убыточными. Приходилось вкладывать средства в рекламу, формируя у человека потребность, как этот сервис может быть полезен. Мы работаем с командами, у которых нет больших бюджетов, и стараемся направлять их развитие в продукты/решения с доказанной ценностью. Я считаю, что этот этап — этап формирования гипотез — самый важный.

Мы составляем список гипотез о проблемах и по каждой из них — список задач, которые уже выполняет клиент для решения своей проблемы. Так можно понять, что проблема может быть решена и нашим будущим продуктом.

— Проблема сформирована, что дальше?

— Проблемное интервью, то есть общение напрямую с людьми. Исходя из задач мы составляем вопросы и идем общаться. Еще одна методика — анализ поисковой статистики. Смотрим, как часто люди ищут варианты решения нашей проблемы. Этап можно считать завершенным, если достаточно много людей подтвердили, что у них есть такая проблема.

При позитивном сценарии мы переходим к этапу номер три — моделирование минимальной версии продукта, каналов продаж и экономики стартапа: мы формируем прибыльную модель оказания услуги/работы продукта, рассчитываем, где брать клиентов и сколько это может стоить, оцениваем, что наш стартап в перспективе становится безубыточным и приносит прибыль. Команда формирует шаблон моделирования экономики стартапа, потенциальную прибыльность продукта и потенциальную окупаемость вложенных средств на сам проект и на его продвижение. Здесь есть еще два необязательных, но желательных шага — создание финансовой модели (кстати, это очень помогает в поиске венчурных фондов, без такой модели они компанию даже не рассматривают) и составление CustomerJourneyMap (моделирование пути пользователя):

мы оцениваем, какие этапы пройдет пользователь до покупки (насколько удобно будет клиенту пользоваться продуктом).

— После этого можно работать?

— Практически, да. Дальше идет момент MVP (минимальный жизнеспособный продукт). Лучше решать его за счет уже готовых инструментов/сторонних сервисов (конструкторы сайтов, системы оплаты, управление отношениями с клиентами, или CRM-системы). Цель — как можно быстрее показать продукт клиентам.

Еще один вариант — pitchMVP-презентация, которая показывает выгоды продукта. А вот пятый этап — поиск партнеров для тестирования пилота. Задача — собрать как можно больше людей для тестирования продукта. Нужно проверить, что вы действительно можете решить ту проблему, за которую взялись.

Этап номер шесть — решение подтверждено. Продукт действительно решает заявленную проблему. Обязательное мероприятие этого этапа — оцифровка выгод: сбор видеоотзывов, тестовых отзывов, фотоматериалов по пилоту.

Чтоб клиент сказал: да, я пробовал, это удобно, готов советовать другим. Таким образом мы получаем Problem& SolutionFit (совпадение проблемы потребителей и вашего решения) и получаем подтверждение того, что для нашего продукта существует рынок. Следующие этапы Южной трекшн-карты посвящены масштабированию продаж в каналах, схождению экономики стартапа на объеме и получению Product/MarketFit, т. е. совпадение выбранного рынка и нашего продуктового предложения.

— Такое обучение востребовано?

— Да, так как оно бесплатно и доступно каждому. Мы проводим 2 акселерационных набора в год, в каждом принимаем более 100 заявок и проводим финальную 4-месячную акселерацию в среднем для 25 команд. Именно Южный IT-парк работает со стартапами на ранних стадиях, на этапе формирования идеи проекта. Ни один венчурный фонд за это не берется. Обычно инвестиции идут компаниям, у которых уже есть продукт, а в нашем случае это полноценная работа по методологиям, которые позволят проекту создать минимальную версию продукта, выйти на первые продажи, а далее масштабировать их в каналах.

Мы стараемся донести идею, что начать бизнес может каждый. До 31 декабря можно подавать заявки на участие в X акселерационной программе. Мы сразу связываемся с командами, которые нас заинтересуют.

edu.south-itpark.ru Реклама

Просмотров: 3799

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Инновации
image
Уникальная программа, реализованная на средства гранта Росмолодежи, дает каждому возможность освоить работу с цифровыми сервисами Федеральной налоговой службы РФ.
Инновации
image
Программист Илья Анисимов разрабатывает софт для запуска стартапа. Платформа помогает начинающим предпринимателям не наделать ошибок на этапе от появления идеи до первых продаж.
Инновации
image
Научный коллектив ДГТУ по заказу Смоленского авиационного завода разработает пароплазменную горелку, которая позволит получать тепловую энергию при сжигании жидкого топлива с максимально возможным КПД.
Инновации
image
23 июня в Нижнем Новгороде стартовало одно из главных событий сферы российской цифровой экономики — конференция «Цифровая индустрия промышленной России» («ЦИПР»).