г. Ростов-на-Дону
18 мая 2021 14:33:44

Индекс RSBI: деловая активность бизнеса вышла в зону роста

Согласно индексу RSBI, впервые с февраля прошлого года деловая активность малого и среднего бизнеса вышла в зону роста и составила 51,6 пункта, чему способствовало движение вверх всех компонент индекса: продаж, кадров, инвестиций и кредитов.

Продажи и кадры увеличились за счет высоких ожиданий на ближайшие три месяца. Кредиты и инвестиции, напротив, выросли на увеличении фактических значений и продолжают удерживаться вблизи рекордно высоких исторических показателей. Продажи хоть и продемонстрировали рост, однако они все еще остаются в зоне снижения.

— Февральский рост всех компонент индекса RSBI привел к лучшим за последний год показателям и вывел их на докризисные уровни — деловые настроения бизнеса наконец вышли в зону роста, — сказал Кирилл Тихонов, вице-президент, директор дирекции продуктов и технологий среднего и малого бизнеса ПСБ. — Однако, несмотря на явное оживление деловой активности и позитивные ожидания, фактические продажи малого и среднего бизнеса, а также микробизнеса все еще отстают от других компонент и остаются низкими из-за частичного сохранения эпидемиологических ограничений и неполного восстановления потребительской активности, особенно в сфере услуг и торговли — рост продаж в прошлом месяце отметили только 11% предпринимателей, при этом 53% заявили о снижении выручки. Анализ данных февраля говорит о том, что пока только средний бизнес имеет относительно высокий темп роста и выхода на докризисный уровень по выручке: 20% опрошенных в этой категории отметили увеличение продаж, а 44% ожидают их рост в ближайшие месяцы. В целом индекс фиксирует позитивные ожидания бизнеса, однако, на восстановление докризисных показателей в части продаж потребуется время.

— Ровно год понадобился малому и среднему бизнесу, чтобы его деловая активность, измеряемая нашим, совместным с ПСБ, индексом RSBI, снова превысила отметку в 50 пунктов, что является показателем роста, — отметил Александр Калинин, президент «Опоры России». — Учитывая глубину падения индекса в результате пандемии и вынужденных ограничительных мер, а минимальное значение было зафиксировано в апреле 2020 года, текущее значение в 51,6 п. является, без преувеличения, прекрасным результатом. Безусловно, до полного восстановления докризисной экономической ситуации предстоит пройти еще долгий путь, но то, что путь, которым мы идем, правильный, подтверждается видимыми улучшениями, которые в том числе фиксирует и наш индекс. Например, по сравнению с январем 2021 года компонента «кадры» показывает рост. Вместе с тем, несмотря на рост и компоненты «продажи», она пока единственная не достигла знакового показателя 50 п. Между тем, именно эта компонента отражает успешность и доходность бизнеса, и при ее низких значениях бизнесу сложнее генерировать прибыль, что является непременным условием существования самого бизнеса.

Основные тренды

Компонента «продажи» выросла, хоть и незначительно, оставшись в зоне снижения, за счет высоких ожиданий респондентов на ближайшие три месяца. Так, количество предпринимателей, рассчитывающих на увеличение продаж в будущем, составило 31% от всех опрошенных, а это улучшение январского показателя на 12%. Фактический рост продаж отметили лишь 11% МСБ, что на 6% ниже, чем месяцем ранее. Количество бизнесменов, заявивших о снижении выручки, составило 53%, и это ухудшение на 7% по сравнению с прошлым месяцем.

Компонента «кадры» вышла в зону роста, а ее положительная динамика была обеспечена за счет оптимистичных ожиданий: прием новых сотрудников планируют 19% опрошенных предпринимателей против 16% в январе. При этом количество тех, кто будет в ближайшие три месяца сокращать персонал, осталось неизменным и составило 8% от всех опрошенных. Фактические же показатели также остались практически без изменений: новых сотрудников приняли на работу 10% опрошенных, сократили персонал 17% респондентов.

Компонента «инвестиции» выросла и оказалась вблизи рекордно высоких значений. О фактическом расширении бизнеса сообщили 22% предпринимателей, а о сокращении — лишь 15%. Эти показатели практически сопоставимы с данными января — это лучший результат с начала коронокризиса. Увеличивать инвестиции в компанию в ближайшие три месяца при этом планируют 30% респондентов против 7% тех, кто будет их сокращать.

Компонента «кредиты» демонстрирует рекордно высокие значения четвертый месяц подряд, в феврале она выросла до нового исторического максимума за счет роста количества тех предпринимателей, кто получил кредит в отчетном периоде, а также тех, у кого он уже есть. В результате доля удовлетворенного спроса по кредитам выросла до 32%, и это абсолютный рекорд за все время проведения исследований. При этом количество тех, кому кредит не был одобрен, и тех, кто не пытался его получить, осталось на уровне прошлого месяца.

Индекс RSBI — с 2020 года ежемесячное исследование настроений малого и среднего бизнеса, организованное ПСБ совместно с Опорой России и исследовательским агентством Magram Market Research. В опросе приняли участие владельцы и топ-менеджеры 1789 компаний сектора МСБ из всех регионов Российской Федерации. Значение индекса выше 50,0 пунктов означает рост деловой активности, ниже 50,0 п. — снижение. Значения около 50 п. означают нейтральную зону.

Материал подготовлен на основе данных «ПСБ Аналитика & Стратегия», Magram Market Research

Просмотров: 3770

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Аналитика
Цена закрытия акций, входящих в базу индекса Мосбиржи, по итогам торгов 13.05.2021, руб. (см. таблицу).
Аналитика
image
С января по март 2021 года в Ростовской области суд признал банкротами 1280 граждан. Это на 76,1% больше, чем в 1-м квартале 2020 года. Аналогичное сравнение числа корпоративных банкротств показывает рост на 65,9%, с 44 до 73, по данным «Федресурса» (Единого федерального реестра сведений о банкротстве).
Аналитика
Спустя год своего действия программа льготного ипотечного кредитования на первичном рынке перестала приносить выгоду покупателям квартир. Сначала субсидия помогла рынку компенсировать провал по сделкам в весенний локдаун 2020 года. Однако низкие ставки по кредиту способствовали значительному росту цен. Это в очередной раз доказало, что экономика не меняется только за счет раздачи субсидий.
Аналитика
image
«AliExpress Россия» совместно с исследовательской компанией ResearchMe провела исследование и составила портрет типичного покупателя онлайн в регионах России. В исследовании приняли участие около 3000 респондентов — кроме ростовчан опрашивали жителей еще девяти городов.