«Главные тренды — цифровизация и качество услуг»
Все чаще банковские сервисы предоставляются в онлайн-каналах. Банки конкурируют уже даже не за скорость обслуживания, а за количество действий, которые клиенту придется совершить на сайте или в приложении, чтобы получить услугу, отмечает управляющая операционным офисом «Ростовский» ПАО «БАНК УРАЛСИБ» Елена Челенкова.

— Какие новые тренды проявились на банковском рынке наиболее ярко в 2021 году?
— Главные из них — это, конечно, цифровизация и повышение качества обслуживания. Они затронули все наши сервисы и все сегменты клиентской базы банка «Уралсиб». Нельзя сказать, что увеличение доли онлайн-обслуживания — совершенно новая тенденция, но пандемия придала ей дополнительный импульс. Мы сейчас выдаем через онлайн-банк без каких-либо бумаг около 30% всех кредитов, и эта доля растет. Теперь же цифровизация охватила открытие счетов, оформление карт, в том числе с использованием курьерской доставки и т. д. Хороший пример нового продукта такого рода — наша карта «Прибыль». Почти в половине случаев клиенты заказывают ее через интернет. Кстати, отмечу, что на этой карте очень выгодные условия: в начале ноября мы повысили максимальную процентную ставку, которую начисляем на остаток собственных средств клиента. Еще один пример такого рода — наша карта «Почетный пенсионер» с высокой доходностью и кешбэком. Она вошла в десятку лучших карт для пенсионеров на российском банковском рынке в рейтинге портала «Выберу.ру».
Цифровизация и выстраивание оптимальных клиентских путей становятся важнейшими факторами конкурентной борьбы. Речь уже идет о том, что чем меньше кнопок приходится нажать клиенту на компьютере или в банковском приложении на экране смартфона, тем выше его лояльность. Стоимость услуг, конечно, тоже влияет на выбор, но ее значимость постепенно уходит на второй план.
— Как изменился в нынешнем году спрос на кредитование и как вы реагировали на эти изменения?
— На розничном рынке кредитные портфели динамично растут. В значительной степени это обусловлено отложенным спросом, который сформировался в 2020 году, в период высокой неопределенности. Сейчас понятно, что пандемия, конечно, быстро не закончится, но в то же время и жестких локдаунов ждать уже не приходится. Поэтому наши клиенты вернулись к планам, которые решили отложить весной прошлого года. Это стимулировало рост объемов потребительского и автокредитования, а также ипотеки.
— Какой фактор сильнее повлиял на ипотечный рынок — отложенный спрос или государственные программы поддержки?
— Я думаю, что сказались в первую очередь льготные программы с господдержкой. Мы видим, что после ужесточения их условий количество новых жилищных кредитов снизилось примерно на 20%. Это было ожидаемо. Раньше ставка составляла 6,5% годовых, а на практике банки предлагали даже более выгодные условия, теперь же она выросла в среднем до 8%. Максимальная сумма кредита по льготной программе теперь составляет всего 3 млн рублей. Кроме того, выросли цены на недвижимость. Все это, конечно, привело к некоторому охлаждению рынка.
С другой стороны, нельзя сказать, что развитие ипотеки целиком определяется госпрограммами. Банк «Уралсиб», например, в последнее время улучшил условия своих ипотечных продуктов. В частности, мы смягчили требования к доле собственных средств заемщика в первоначальном взносе при оформлении ипотеки с использованием материнского капитала. Новые условия распространяются на сделки по покупке как первичного, так и вторичного жилья, а также на ипотеку с господдержкой и программы для семей с детьми. Отмечу, что по версии портала «Выберу.ру» банк «Уралсиб» вошел в топ-5 российских банков по качеству ипотечных продуктов, предназначенных для покупки жилья на вторичном рынке.
— В кризисные периоды банки обычно ужесточают условия кредитования, особенно необеспеченного. Это как-то проявилось в вашем бизнесе?
— На самом деле осторожнее всего мы подходим к ипотеке. Это крупные кредиты, кроме того, в последнее время цены на недвижимость значительно выросли, и мы проявляем определенную осторожность, учитывая вероятность их снижения в перспективе. Что касается кредитования без обеспечения, то мы видим рост спроса и на кредиты наличными, и на кредитные карты. Это взаимодополняющие продукты. Кредит наличными нужен для совершения единоразовых крупных покупок. Это может быть даже подержанный автомобиль или недвижимость, например дача, земельный участок — то, на что сложно взять ипотеку. Также эти средства достаточно часто используют самозанятые и предприниматели для финансирования своего бизнеса. У кредитной карты другое назначение — ее используют для текущего потребления. По кредиткам, как правило, предусмотрены различные бонусы и кешбэк, есть льготный период, который может достигать 120 дней — в течение этого времени средствами можно пользоваться фактически бесплатно.
— В целом 2021 год стал для банка «Уралсиб» успешным?
— Да, и об этом свидетельствует наша отчетность по МСФО за первые три квартала. Чистая прибыль за этот период составила 9,3 млрд рублей. Выросли активы банка — с 505,6 млрд до 547,8 млрд рублей и собственный капитал — с 96,4 млрд до 104,9 млрд рублей. Мы растем в рейтингах: в июле агентство АКРА повысило наш рейтинг до BBB, в августе НКР присвоило банку рейтинг A-.ru с тем же прогнозом. В октябре мы также получили подтверждение рейтинга международного агентства Moody’s на уровне B1. Во всех рейтингах у нас прогноз «стабильный». Это дополнительное подтверждение того, что ПАО «БАНК УРАЛСИБ» — надежный финансовый партнер для своих клиентов.
ПАО «БАНК УРАЛСИБ». Генеральная лицензия Банка России №30 выдана 10.09.2015 г. ОГРН: 1020280000190 Реклама