Сегодня 24 августа 2019 года

Погода в Ростове +34°

01.11.2012 14:20

Разоблачить однодневку

Татьяна Дудник
«Город N» №42 (1001), 30 ОКТЯБРЯ 2012

Проверить добропорядочность контрагента нужно самостоятельно.

Государство в очередной раз ужесточает борьбу с фирмами-однодневками, использующимися для обналичивания денег и ухода от уплаты налогов. Чтобы обезопасить свою компанию от недобросовестных контрагентов и последующих санкций налоговиков, стоит внедрять систему мониторинга налоговых рисков. Кроме того, в распоряжении налогоплательщиков появился и более простой способ оценки контрагента — аналитическая система «СПАРК».


В сентябре подготовлен законопроект, усложняющий использование фирм-однодневок. Например, к людям, учреждающим или участвующим в новой компании, предъявляются дополнительные требования, ужесточаются правила ликвидации фирм, а контрагентам грозят налоговыми санкциями.

Впрочем, и сейчас компания, сотрудничавшая с фирмой-однодневкой, т. е. не проявившая должной осмотрительности при выборе контрагента, может получить санкции в виде доначисления НДС и налога на прибыль.

— Недобросовестная компания не платит налог в бюджет, и, соответственно, ее контрагент не может предъявлять уплаченный НДС к вычету, — поясняет Александр Вязовик, адвокат компании VEGAS LEX. — Расходы по операциям с однодневками уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, т. к. эти операции не являются, по мнению налоговых органов, реальными. Вместе с тем в правоотношения с однодневками вступают и вполне добропорядочные организации. Нередко они узнают правду о контрагентах лишь по итогам налоговой проверки.

Как правило, это происходит с компаниями, не внедрившими систему мониторинга налоговых рисков. Хотя большинство крупных фирм использует такую практику.

Чтобы защититься от претензий налоговых органов, можно использовать рекомендации самих налоговиков: запрашивать копии учредительных документов контрагента, свидетельства о регистрации в ЕГРЮЛ и о постановке на учет в налоговой, лицензии, приказы, подтверждающие право руководителя подписывать документы. Информация о том, не привлекался ли последний к налоговой ответственности, а также не зарегистрирован ли ваш контрагент по адресу массовой регистрации и не входят ли в состав исполнительных органов дисквалифицированные лица, есть на сайте ФНС.

— Следует обосновывать документально, почему именно с этим поставщиком вы заключили договор, — рекомендует Анна Архипова, замдиректора Первой Ростовской Налоговой Консультации. — Сделать это просто, если провести заочный конкурс поставщиков или оформить предложения от ваших партнеров в виде писем. Если предложение избранного контрагента будет оптимальным, то это объясняет заключение договора. В некоторых случаях выбор может осуществляться на основании полноценного тендера, тогда необходимо разработать положение о тендерах. Если ваш контрагент участвует в государственных конкурсах и заказах, то чиновники его уже проверили. По возможности сохраняйте рабочие документы, которые оформляет ваша компания во время сотрудничества с тем или иным контрагентом. Это может быть деловая переписка, протоколы о намерениях, предшествующие заключению договора. Возможно, это будет предварительный договор, подойдут даже электронные письма, в которых вы согласуете цену, условия доставки, тару, упаковку и многие другие аспекты своей хозяйственной деятельности.

Оградить свою компанию от партнеров-однодневок можно и с помощью аналитической системы оценки благонадежности компаний.

Группа «Интерфакс» уже более двух лет ведет расчет индекса должной осмотрительности (ИДО), позволяющего оценить благонадежность компаний.

— Индекс должной осмотрительности широко используется клиентами крупнейшей в России базы данных по компаниям «СПАРК» и получил позитивную оценку со стороны профессионалов, — завил заместитель генерального директора «Интерфакса» Роман Лаба. — Накопленный нами опыт применения индекса, создание на базе «СПАРКа» постоянно работающего стенда для моделирования и математического анализа, расширение группы специалистов — все это позволило нам вывести проект на новый этап развития. Точность оценки, которая нами достигнута, выглядит не хуже или даже лучше зарубежных аналогов.

ИДО измеряет по шкале от 1 до 99 степень риска того, что компания является «технической», не имеет активов, была создана не для уставных целей. Индекс, при разработке которого широко анализировался как международный опыт, так и специфика российского бизнеса, рассчитывается более чем для 3,5 млн действующих в России коммерческих структур.

— Если принятые меры и не выявят однодневки, то хотя бы позволят избежать претензий налоговой инспекции в отношении операций с этим контрагентом, — подчеркивает Александр Вязовик. — Судебная практика по данному вопросу давно сформировалась. Налогоплательщик, проявивший разумную осмотрительность и принявший доступные ему меры по проверке добросовестности своего контрагента, освобождается от ответственности.

— Условные критерии определения сомнительности контрагентов или хозяйственных операций, которые сложились в практике налоговых органов, являются причиной массовых необоснованных требований к добросовестным налогоплательщикам и приводят к значительному числу споров в арбитражных судах, — уверена Анна Тарасова, гендиректор ООО «АКТИВ-ПРАВО». — Остается надеяться, что внедряемая практика обязательного досудебного урегулирования претензий налоговиков позволит переместить акценты в отношении к налогоплательщикам. А обязанность по доказыванию сомнительности контрагентов станет функцией налоговых органов.


Теги: контрагенты, налоги

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

1 комментарий
13637 просмотров
Андрей Иванов
Специалист,
01.08.2013 14:08:02

Для проверки контрагента пользуюсь следующим ресурсом:  http://datacompany.ru/  Здесь по запросу можно бесплатно получить карточку на контрагента, в которой кроме основных регистрационных данных, можно найти все заявленные виды деятельности, информацию на руководителя и учредителей, размер уставного капитала, примерную численность сотрудников, статус юридического лица и др. На коммерческой основе можно получить более подробную информацию на компанию, ее первых лиц и сотрудников, заказать оценку надежности компании или полную проверку компании с бухгалтерскими балансами, схемой всех аффилированных и прочих неявных связей и многое другое, включая нестандартные запросы.

Для добавления комментария необходимо авторизоваться

СПРАВКА

Признаки однодневки

Признаки однодневки попыталась представить ФНС России в своем письме № 3-7-07/84 от 11.02.2010. Это юрлицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации. Налоговые консультанты дополнительно выделяют следующие признаки: учредителем такой фирмы значится либо умерший человек, либо лицо, волеизъявление которого было фиктивным; осуществляемые хозяйственные операции имеют «бумажный» характер.

Чем грозят контакты с однодневками?

По мнению управляющего партнера «МауэрГрупп» Константина Мауэра, компании, сотрудничавшие с однодневками, несут следующие риски. Во-первых, добросовестный контрагент может быть попросту обманут: не получит оплату за поставленные товары (работы, услуги). Дальнейшее взыскание уплаченных денежных средств в принудительном порядке на основании полученного исполнительного листа, скорее всего, будет невозможно вследствие обнуления расчетных счетов компании-однодневки и отсутствия каких-либо существенных активов. Во-вторых, можно подвергнуться санкциям со стороны налоговиков. Наконец, в-третьих, последствия сотрудничества с фирмой-однодневкой могут заключаться в применении компетентными госорганами мер административной и уголовной ответственности.

Яндекс.Метрика

Copyright © 2000-2018 Газета «Город N» | Данный сайт является интернет-версией деловой газеты «Город N» | Использование материалов допускается только со ссылкой на «Деловой Ростов» или «Город N» | Учредитель, издатель и редакция ООО «Газета» | Адрес редакции: 344000, Ростов-на-Дону, ул. Варфоломеева, 261/81, оф. 803-804 | Телефон (факс) редакции: +7 (863) 2 910 610 | e-mail: n@gorodn.ru | Редактор сайта — Алексей Тимошенко | Дизайн сайта — Владимир Подколзин