Сегодня 25 ноября 2017 года

Погода в Ростове -4°

06.04.2016 16:40

В 2015 году страховщики сократили объем выплат на 11%

Алексей Тимошенко
«Город N» №12 (1170), 5 АПРЕЛЯ 2016

Серьезно увеличить сборы при пикирующем авторынке страховщикам вряд ли удастся. Основные усилия будут направлены на минимизацию выплат.

В 2015 году страховщики сократили объем выплат на 11%. Кликнуть для увеличения
(Кликнуть, чтобы открыть инфографику в большом размере)

Объем страховых сборов в Ростовской области в 2015 году оказался на 1,8% меньше, чем годом ранее. Выплаты сократились на 11,3%. За счет роста тарифов ОСАГО доля этого вида страхования на региональном рынке выросла с 31% до 42% (сборы). Сокращение числа страховщиков ведет к консолидации рынка в руках крупнейших компаний.

По итогам 2015 года двадцатку крупнейших страховщиков региона покинули восемь компаний, в том числе пять — по причине отзыва лицензий («Союз-Жизнь», «Союз», «Север­ная казна», «Компаньон», «РАСК»), одна — по причине приостановки действия лицензии («Спецстрах»), остальные — из-за снижения сборов. В результате рыночная доля двадцатки выросла с 75% до 87% (см. «Крупнейшие страховщики»). Наиболее существенно ее нарастил «Росгосстрах» — с 20,5% до 28,4%. Лидер рынка увеличил сборы почти на 36%. Близкую динамику продемонстрировали ВСК (+36%), «СОГАЗ» (+34%), «АльфаСтрахование» (+31%) и «Сбербанк страхование жизни» (+30%). Сборы выросли только у 8 из 20 крупнейших компаний. У остальных динамика отрицательная.

Однако рост сборов не придал «Росгосстраху» уверенности, так как выплаты увеличились еще более существенно — в 2,4 раза. Соответственно, их коэффициент у компании вырос с 33% до 58%. Обладание значительной частью рынка, на котором за последний год значительно выросла доля ОСАГО (в Ростовской области — с 31% до 42%), не выглядит привлекательной стратегией. По оценке экспертов Всероссийского союза страховщиков (ВСС), в последнее время уровень мошенничества в страховании существенно вырос. При этом наиболее высок он в обязательном страховании ответственности автовладельцев (ОСАГО) — до 30%. Такие данные недавно привел вице-президент ВСС и вице-президент Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов. По его словам, которые приводит «Интерфакс», аналогичный показатель в добровольном имущественном страховании автокаско составляет 20%, в имущественном страховании физлиц — 15%, в страховании от несчастного случая и страховании жизни — 10–15%.

Попытки лидеров рынка ограничить продажу ОСАГО, как известно, привели к давлению на них регуляторов. Наибольшему как раз подвергся «Росгосстрах». В прошлом году Банк России из-за этого даже приостанавливал действие лицензии компании.

Охотнее страховщики смотрят в сторону страхования бизнеса.

— В прошлом году мы застраховали среди прочего продукцию компании «Ростсельмаш», недвижимость одного из крупнейших оптовиков стройматериалов в Ростове-на-Дону — компании «ДГС», оборудование предприятия «Донстар», по итогам конкурса заключили контракт с крупной электросетевой компанией. Мы сумели сохранить прежних и привлечь новых клиентов по стратеги­чески важным для компании направлениям, — рассказал директор Рос­товского филиала АО «СОГАЗ» Юрий Усов.

Впрочем, и в корпоративном секторе сборы сократились почти по всем видам страхования. Одними из немногих видов, показавших положительную динамику сборов, стали страхование водного транспорта и предпринимательских рисков (см. «Региональную статистику»). Однако пока что их доля на рынке ничтожно мала: менее 1%. Среди причин — негативный образ страхового рынка в глазах бизнеса. Руководитель департамента финансовых услуг «ААА моторс» Александр Кальченко негативно оценивает свой опыт общения со страховыми компаниями:

— В 2015 году рынок покинули несколько страховых компаний. Такое было и в 2014 году, однако тогда страховые компании уходили корректно — исполняя в течение года свои обязательства перед клиентами и партнерами (НСГ, «Гута», «Оранта»). В 2015 году несколько компаний ушли сразу «в никуда» («Компаньон», «Северная казна»), не собираясь исполнять обязательства, чем создали прецедент и, вообще говоря, снизили уровень доверия к страхованию.

— Главный критерий при выборе страховщика — величина тарифа. Однако из-за низкой конкуренции тарифы у всех примерно одинаковые. Недавно мы сменили страховую компанию, получив более оперативную обратную связь и удобную онлайн-платформу, — рассказал о своем отношении к страхованию директор строительной фирмы «Кристина» Валерий Левченко.

Общаясь с корреспондентом N, представители бизнеса говорили, что, покупая страховку, не чувствуют себя защищенными.

Только в одной компании сотрудничество со страховщиками оценили в целом позитивно (см. рубрику «Круглый стол»).

Из десяти страховых компаний, получивших от корреспондента N предложение привести примеры крупнейших выплат в 2015 году, которые помогли клиентам в трудной жизненной ситуации, сделать это согласился только «СОГАЗ» (см. рубрику «Круглый стол»).

Статистика выплат указывает на сохранение значительных рисков. Коэффициент выплат в Ростовской области с 2009 года только один раз опускался ниже 50% — в 2011 году составил 46%.

— Макроэкономическая составляющая оказывает серьезное давление на рынок, — комментирует директор Южного окружного филиала СК «Согласие» Виктория Казьменкова. — Сказываются геополитические факторы, природно-климати­чес­кие, которые ведут к увеличению убыточности в корпоративном секторе, особенно в аграрном. Негативное влияние оказывает и деятельность автоюристов.

Представители ВСС отмечают рост мошенничеств в ОСАГО и других видах страхования. Страховате­ли пытаются выдать сгоревшие сараи за особняки, участились пожары на складах и т. д. Опрошенные N страховщики не ждут легкой жизни, особенно в условиях падения авторынка.

— Одной из важных составляющих стратегии страховщиков должен стать переход от борьбы за долю рынка и валовые объемы собираемой премии к обеспечению приемлемой рентабельности, повышению качества андеррайтинга и эффективности работы, — считает Юрий Усов.


Теги: страхование, кризис

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

3024 просмотра
Для добавления комментария необходимо авторизоваться   
Яндекс.Метрика

Copyright © 2000-2017 Газета «Город N» | Данный сайт является интернет-версией деловой газеты «Город N» | Использование материалов допускается только со ссылкой на «Деловой Ростов» или «Город N» | Учредитель, издатель и редакция ООО «Газета» | Адрес редакции: 344000, Ростов-на-Дону, ул. Варфоломеева, 259, оф. 803-804 | Телефон (факс) редакции: +7 (863) 2 910 610 | e-mail: n@gorodn.ru | Редактор сайта — Алексей Тимошенко | Дизайн сайта — Владимир Подколзин