Сегодня 30 мая 2017 года

Погода в Ростове +24°

26.06.2013 11:01

Аграрии могут стать экспортерами

Юлия Полякова
«Город N» №24 (1033), 25 ИЮНЯ 2013

Если не побоятся выстроить собственную логистику поставки зерна за рубеж.

Аграрию, производящему от 10 тыс. тонн зерна в год, уже можно смело выстраивать свои экспортные продажи, причем наличие припортовых элеваторов необязательно. Фото из архива N.Многие крупные сельхозпроизводители в Ростовской области предпочитают продавать зерно трейдерам, хотя наладить собственный экспорт, по словам эксперта, можно, обладая уже 10 тыс. тонн зерна. Производители зерна признают, что собственный экспорт выгоднее, но они не решаются им заниматься из-за непростой логистики.

По словам гендиректора агрофирмы «Целина» Виктора Бородаева, компания продает свое зерно трейдерам. При этом, к примеру, в прошлом году компания собрала урожай из 82 тыс. тонн.

— Каждый должен заниматься своим делом, — считает г-н Бородаев. — Для того чтобы экспортировать зерно, нужно иметь собственные хранилища, причалы, транспорт. Кроме того, нужно хорошо знать конъюнктуру рынка.

Председатель правления предприятий-сельхозтоваропроизводителей ООО «Зерно Дон» и ООО «Велес» Вера Кутузова рассказывала в интервью N, что в прошлом году весь собранный урожай — а это 65 тыс. тонн — был продан зернотрейдеру «Юг Руси».

— Безусловно, выгоднее самим экспортировать, но экспорт — это отдельная часть бизнеса со своими трудностями и рисками, — говорит Вера Кутузова. — Заниматься этим можно, имея в своем штате профессионалов, знающих нюансы экспортных отгрузок, надежного покупателя.

В то же время, по ее словам, сейчас компания изучает этот процесс, но пока самостоятельно экспортировать не готова. Среди трудностей она называет складирование зерна в порту погрузки; риски, связанные с определением качества зерна в порту погрузки/разгрузки; потери при перевозках и перевалке; административное блокирование (карантинный режим, претензии со стороны проверяющих органов).

Однако некоторые предприятия в Ростовской области с гораздо меньшими объемами производства смогли наладить свой экспорт. Например, так поступили в ЗАО «Красный октябрь». Предприятие в 2012 году собрало около 20 тыс. тонн зерна, что на 30% ниже по сравнению с предыдущим годом.

— Основную часть пшеницы мы продаем на экспорт, — говорил в интервью N гендиректор компании Александр Шебалков. — В прошлом году отправили из Азовского морского порта 3 корабля в Великобританию. Это почти 9 тыс. тонн. В 2011 году мы отправляли пшеницу в Турцию, куда ушло 5 кораблей. Продавать на экспорт сегодня выгоднее, чем сдавать зернотрейдерам и переработчикам. Так мы сами формируем партии. Заключаем контракт на пшеницу определенного качества, поэтому на нашем корабле она должна в среднем соответствовать этим показателям качества. При этом один пароход вмещает около 3,1–3,2 тыс. тонн. А «Юг Руси», к примеру, заставляет нас сортировать пшеницу по определенным показателям и закупает ее разными партиями: одну пшеницу — по одной цене, другую — по другой. Кроме того, наше хозяйство работает с НДС, а при экспорте он нулевой, еще и из бюджета получаем отчисления. В 2012 году цена продажи составила 330 долларов за тонну, примерно в 1 тыс. руб. за тонну вылились наши расходы на услуги порта и доставки.

Если предположить, что средняя величина курса доллара прошлым летом равнялась 32,5 рубля, то в переводе на рубли стоимость тонны зерна составляла 10,7 тыс. руб.

Гендиректор зернотрейдера «Белый двор» (экспортирует 200–300 тыс. тонн в год) Артем Екушевский считает, что аграрию, производящему от 10 тыс. тонн зерна в год, уже можно смело выстраивать свои экспортные продажи, причем наличие припортовых элеваторов необязательно.

— В последнее время портовая инфраструктура развивается и появляются свободные перевалки, хотя и на них в сезон возникает очередь из экспортеров, — говорит он. — Проб­лема есть, но при заранее спланированных продажах выстроить схему реально и производителям. Им легче, поскольку они лучше, чем трейдеры, знают свой объем продаж исходя из урожая хозяйства.

Производители не решаются бороться за более высокую цену, поскольку им не хватает средств на свою логистическую цепочку, оборотных средств и знания рынка.

— Мы в основном работаем с малыми портами, чтобы не зависеть от ежегодных заторов в пик сезона в новороссийском порту, — делится своим опытом Артем Екушевский. — В целом 70% зерна в Ростовской области перевозится через малые порты. Перевозки осуществляем с помощью собственного автотранс­портного предприятия. У нас есть перевалочные мощности на ж.-д. транспорте, а вот перевалки на водном транспорте у нас нет, поэтому мы арендуем емкости в портах. Также мы сотрудничаем с многими брокерскими компаниями, у которых фрахтуем суда. Кроме того, есть судовладельцы, с которыми мы работаем напрямую по фрахту.

В целом, по его словам, логистические затраты на тонну зерна могут составлять от 30% до 50% стоимости в зависимости от многих факторов, таких как удаленность хозяйства от порта, порта погрузки от порта выгрузки. Услуги посредников в логистической цепочке (товарные, судовые и таможенные брокеры) составляют от 2% и выше.


Теги: экспорт, сельхозтоваропроизводители

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

8041 просмотр
Для добавления комментария необходимо авторизоваться   
Яндекс.Метрика

Copyright © 2000-2017 Газета «Город N» | Данный сайт является интернет-версией деловой газеты «Город N» | Использование материалов допускается только со ссылкой на «Деловой Ростов» или «Город N» | Учредитель, издатель и редакция ООО «Газета» | Адрес редакции: 344000, Ростов-на-Дону, ул. Варфоломеева, 259, оф. 803-804 | Телефон (факс) редакции: +7 (863) 2 910 610 | e-mail: n@gorodn.ru | Редактор сайта — Алексей Тимошенко | Дизайн сайта — Владимир Подколзин