Сегодня 21 февраля 2018 года

Погода в Ростове -2°

30.01.2018 11:23

Палладий расправился с инфляцией-2017 и в несколько раз оторвался от конкурентов с начала кризиса 2008 года

Алексей Тимошенко
«Город N» Личные деньги),

Восстановление мировой экономики сделало бесспорным лидером сбережений 2017 года палладий, львиная доля которого используется в автомобильных катализаторах — устройствах, снижающих вредность выбросов отработанного топлива. Впервые в своей истории стоимость этого металла превысила стоимость платины.

Самую высокую доходность инвесторам в минувшем году принес палладий (см. таблицу 1).

В конце декабря 2016 года купить один грамм этого металла можно было за 1471 рубль, открыв обезличенный металлический счет в Сбербанке. В преддверии 2017 года банк покупал этот металл уже за 1802 рубля. Доходность составила 22,5%. Больше ни один драгметалл на годовом отрезке не оправдал вложенных в него средств.

Палладий стал безоговорочным лидером и на 9-­летнем отрезке. С 2008 года он показал супердоходность, в несколько раз превышающую результат остальных доступных массовому инвестору инструментов (см. таблицу 2).

Еще в 2009 году он был вчетверо дешевле платины, а сегодня уже дороже собрата по платиноидам на 14%. Основная причина роста цен на этот металл — существенный спрос со стороны мирового автопрома, который использует его при изготовлении катализаторов, сокращающих выброс вредных веществ в атмосферу. По разным оценкам, автопромом востребуется от 70% до 80% предложения палладия на рынке.

В 2017 году, согласно данным сайта auto. vercity.ru, который обобщает статистику АЕБ, АСЕА, Automotive News, GoodCarBadCar, Focus2move, а также официальные данные автопроизводителей, в 2017 году в мире было произведено 87,64 млн и продано 83,98 млн новых автомобилей. Это на 37% и 30% соответственно больше, чем в 2007 году. Своего пика мировой автопром достиг в 2016 году, выпустив 97,7 млн машин. Для сравнения: в 2002 году в мире было выпущено 22,32 млн автомобилей. За 15 лет производство выросло вчетверо. При этом катализаторы, случается, выходят из строя, и это создает дополнительный спрос на палладиевые катализаторы со стороны стремительно растущей армии автовладельцев.

Интересно, что платина также используется автопромом для производства катализаторов, но из-за высокого спроса на нее со стороны ювелиров цена этого металла в какой-то момент превысила цену на золото. Так, по наблюдениям N, было с 2008 по 2014 годы. Автопром переключился на дешевый палладий. Его дешевизне, кстати, как пишут аналитики, всерьез способствовало поведение российского Гохрана, который, владея существенными запасами накопленного еще в советское время палладия, ежегодно их продавал. Эта статья доходов у Гохрана, как сообщал «Интерфакс», долгое время была основной. Уже в 2011 году рынок знал об истощении запасов Гохрана. По данным «Финмаркета», к 2014 году запасов уже не было и в 2015 году, впервые с 1990­-х, Гохран купил по одной тонне палладия и платины. Для справки: около 40% мирового производства палладия приходится на Россию. В 2015 году в ходе организованной Sberbank СIB конференции начальник управления бюджетирования Госфонда Гохрана России Олег Натаров так прокомментировал покупку:

— В этом году после долгого перерыва мы впервые приобретали платину и палладий. Должно быть понимание, что периодически (запасы платиноидов в Госфонде) надо пополнять. Опыт по платине и палладию продолжать будем. Рынок не обрушим, конечно, своим присутствием (цитата по «Финмаркету»).

Произошло это в самое что ни на есть горячее время санкционного противостояния, породив версии использования Россией палладия в качестве сырьевого оружия. С учетом важности автопрома для мировой экономики достаточно просто запретить экспорт палладия в ЕС и США, и наступит мир, писал один из анонимных аналитиков. Как бы то ни было, но именно в это время цены на палладий получили очередной мощный толчок.

Эксперты полагают, что основной потенциал роста палладия уже реализован, и предупреждают о возможной коррекции цен из-­за фиксации прибыли инвестфондами. Однако единодушия нет. Слышны также голоса о том, что острота экологических проблем будет увеличивать в долгосрочной перспективе спрос на палладий, который используется не только автопромом, но и химпредприятиями.

Оценивая перспективы палладия, стоит также принимать во внимание взаимозаменяемость платины и палладия в производстве катализаторов, что может сдерживать рост цен.

Для рынка платины между тем настало время жесткого отрезвления после «победы» над золотом. Как сообщает «ПРАЙМ» со ссылкой на Dow Jones и ведущее американское деловое издание The Wall Street Journal, производители платины инвестируют десятки миллионов долларов в рекламные акции, делая ставку на молодое поколение азиатских покупателей ювелирных изделий, которые могут спасти индустрию от кризиса. С 2008 года долларовые цены на платину потеряли около 60%, в связи с чем платина может выйти из числа наиболее популярных драгметаллов в мире. Для улучшения ситуации производители металла надеются в Индии, Китае и ряде других стран повторить опыт США и Японии, где был успешно создан рынок платиновых ювелирных изделий. Маркетинговые компании представляли платину как более ценный металл по сравнению с золотом.

Желтый металл между тем вновь укрепился на ценовом Олимпе, чему способствует ослабление доллара по отношению к мировым валютам. Директор ростовского филиала «БКС Премьер» Руслан Хисматуллин между тем не ждет в этом году существенного роста цен на драгметаллы:

— Во-­первых, может помешать валютный фактор. Индекс доллара имеет все шансы отыграть часть потерь, понесенных в 2017 году, а это не очень позитивно для стоимости сырьевых товаров. Во-­вторых, запланированный рост ставок в США исторически является классическим негативным драйвером для золота. При отсутствии каких-­либо системных потрясений нет оснований считать, что эта закономерность будет нарушена. Рассуждая о перспективах текущего года, опрошенные N эксперты дружно обращают внимание на рынок акций (см. текст).


Теги: палладий, драгметаллы

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

602 просмотра
Для добавления комментария необходимо авторизоваться   
Яндекс.Метрика

Copyright © 2000-2018 Газета «Город N» | Данный сайт является интернет-версией деловой газеты «Город N» | Использование материалов допускается только со ссылкой на «Деловой Ростов» или «Город N» | Учредитель, издатель и редакция ООО «Газета» | Адрес редакции: 344000, Ростов-на-Дону, ул. Варфоломеева, 259, оф. 803-804 | Телефон (факс) редакции: +7 (863) 2 910 610 | e-mail: n@gorodn.ru | Редактор сайта — Алексей Тимошенко | Дизайн сайта — Владимир Подколзин