Сегодня 10 декабря 2018 года

Погода в Ростове +4°

23.12.2014 17:11

Крым — для донских ретейлеров, производителей и компаний b2b

Елена Шепелева
«Город N» №50 (1109), 22 ДЕКАБРЯ 2014

В свете недавних политических событий сразу несколько ростовских компаний активно занялись развитием в Крыму. На полуострове появились региональные торговые сети, производители продуктов питания, PR-компании и перевозчики. Среди главных трудностей предприниматели называют дороговизну паромной переправы и сбои в ее работе, длительный процесс перехода крымских производителей и арендодателей в российское правовое поле и малое количество российских банков, с которыми уже налажены контакты.

В свете недавних политических событий сразу несколько ростовских компаний активно занялись развитием в Крыму.

Магазин и тут и там
Довольно активно сближением с Крымом воспользовались ростовские ретейлеры — ГК «Миллениум», развивающая сеть супермаркетов «Ассорти», а также «Тавровские мясные лавки». Среди благоприятных условий работы на полуострове в компаниях называют более низкие, чем в Ростовской области, ставки аренды, достаточный платежеспособный спрос и наличие необходимого персонала на рынке труда. В числе сложностей — проблемы с паромной переправой и, как следствие, необходимость запасаться впрок.

Сеть супермаркетов «Ассорти» открыла семь магазинов в Симферополе, до января включительно запустит по магазину в Севастополе, Ялте и Феодосии. В проект уже вложено около 50 млн руб. По словам совладельца ГК Михаила Сичинавы, к концу 2015 года число крымских супермаркетов сети достигнет 30, в общем обороте на их долю будет приходиться около 5%.

К концу 2015 года число крымских супермаркетов ростовской сети «Ассорти» достигнет 30, в общем обороте компании на их долю будет приходиться около 5%.

— По финансовым показателям и посещаемости магазины в новом для компании регионе почти идентичны торговым точкам в Ростовской области, — отмечает он. — Ставки аренды в Крыму ниже примерно на 15–20%, но есть и сложности юридического плана: арендодатели выбранных нами площадок находятся в процессе оформления помещений в соответствии с российским законодательством. Это затягивает сроки заключения договоров аренды.

Одним из первых на полуостров отправился «Белый медведь» на празднование Пасхи.  Фото из архива N.
Одним из первых на полуостров отправился «Белый медведь» на празднование Пасхи. Фото из архива N.

Торговую сеть в Крым забросили и «Тавровские мясные лавки»: сегодня в Симферополе работают 5 торговых точек. Это совместный проект с «Ассорти»: лавки действуют на площадях супермаркетов. Исполнительный директор розничной сети Георгис Асланиди уточнил, что план развития на полуострове подразумевает открытие и в других городах.

— Такого формата обслуживания, как в «Тавровских мясных лавках», в Крыму до нашего прихода не было, — заявляет он. — Нарезка мяса, приготовление фаршей и полуфабрикатов — весь спектр услуг, к которому привык ростовский покупатель, мы принесли на новую территорию.

После упрощения отношений с крымскими контрагентами бывший топ-менеджер «Регаты» Стефан Кулягинов открыл в городе 2 специализированных магазина «Крымские вина». До конца года он планирует запустить третий, а в 2015 году — еще 3–4 торговые точки. Основной поставщик — ТД «Массандра», продукция которого составляет 70% всего ассортимента.

— Основная проблема в том, что еще не все производители Крыма получили федеральную акцизную марку, не все могут работать в рамках российского законодательства, и мы пока очень ограничены в выборе поставщиков, — объясняет г-н Кулягинов. — Другая сложность — непростая логистика: в теплое время на паромной переправе очереди, а в непогоду она закрывается. Мы выстроили работу так, чтобы иметь запасы: во всех магазинах — увеличенные подсобные помещения и углубленные полки на случай возникновения подобных проблем.

По словам Стефана Кулягинова, он доволен первыми итогами работы магазинов: «Ростовчане знают эту продукцию, заходит и молодежь от 25 лет, и старшее поколение».

Полки не для всех
Упразднение границ подтолкнуло к действиям региональных производителей продуктов питания, в частности молочной продукции. ООО «Молочный завод “На лугу”», начавшее поставлять товар Кагальницкого молзавода в Крым еще в 2013 году, нарастило поставки. Только с июля по октябрь объем реализации составил около 40 тонн. Партнер компании — дистрибьютор «Молочные традиции», который поставляет продукцию в магазины Севастополя, Симферополя, Евпатории и Ялты. В ГК «Белый медведь» поставки молочной продукции начали в апреле. Денис Афанасьев, директор группы компаний по маркетингу и продажам, утверждает, что «воссоединение Крыма с Россией» открыло для компании новый перспективный рынок сбыта.

— Наши партнеры на полуострове — крупный местный дистрибьютор и федеральные сети, с которыми мы имеем прямые контракты, — говорит он, соглашаясь с тем, что переправа остается серьезной проблемой. — Все остальное — рабочие, решаемые моменты, от конвертации падающей гривны на самом начальном этапе до вытеснения оставшихся сегодня конкурентов в каждом из сегментов и в каждой товарной категории.

Начать поставки на полуостров смогли не все производители продуктов питания. Юрий Белан, совладелец производителя бакалеи ГК «Основа», говорит, что компании пока не удалось обзавестись устойчивыми бизнес-связями с торговыми сетями полуострова. В первом полугодии «Основа» в небольших объемах поставляла крымским ретейлерам сахар, фасованные крупы, макароны и некоторые другие товары (всего — на 1,5–2 млн руб.), выполняя условия нескольких разовых сделок. Но в последние месяцы поставки не осуществляются.

— В первую очередь это связано с отсутствием прозрачной и понятной логистики, — объясняет Юрий Белан. — Доставка груза 20-тонной машиной стоит 110 тыс. руб., это тройная накрутка для доставки на такое расстояние (700–800 км), которая связана с переправными рисками. Чтобы выйти на этот рынок, нам нужна нормальная дорога. Кроме того, как только ситуация с доставкой грузов из России осложняется, открываются украинские границы — в крымские сети поступает бакалея украинского производства. Она дешевле нашей на 20–30%, что делает нашу продукцию неконкурентоспособной.

Доставить и раскрутить
На присоединение полуострова оперативно отреагировали перевозчики грузов и компании из сферы гражданских авиаперевозок. Так, рейс в Симферополь появился в расписании «Донавиа». В летнем сезоне компания выполняла вылеты из Ростова ежедневно. В августовском интервью N гендиректор «Дон­авиа» Александр Стеблин называл их появление одной из причин, позволивших нарастить перевозку за полгода почти на 40%. Он также уточнял, что загрузка рейсов в Крым составляла примерно 90% при среднем показателе компании 72%. По данным пресс-службы авиаперевозчика, в нынешнем сезоне вылеты остались ежедневными, к рейсам из Ростова добавились вылеты из Краснодара. В будущем сезоне «Донавиа» планирует начать осуществлять авиаперевозки в Симферополь из Минеральных Вод.

Появление нового направления оживило рынок автоперевозок сборных грузов. Компания «КИТ», имеющая более 110 представительств в России, в том числе в Ростове, открыла представительства в 11 населенных пунктах полуострова. По наблюдениям руководителя отдела по работе с клиентами компании Олеси Сысовой, «жители полуострова, оставшись полностью отрезанными от устоявшихся экономических связей с партнерами из Украины, активно начали налаживать их с российским бизнес-сообществом».

— Основная часть расходов в работе с Крымом ложится на транспортное сообщение: оплату паромной переправы (для фуры ее стоимость составляет 24–28 тыс. руб. в один конец) и значительные, доходящие до недели, простои транспортных средств в очереди на паром. Эти факторы ощутимо повышают стоимость перевозки и усложняют ее организацию, — объясняет представитель компании.

Г-жа Сысова добавляет, что на первом этапе в связи с переходным периодом возникали сложности с юридическим оформлением договорных отношений как с клиентами, так и с партнерами по бизнесу. Трудности создавало отсутствие в Крыму представителей федеральных банков с полным комплексом услуг, к которым в компании успели привыкнуть, работая в РФ. Вместе с тем Олеся Сысова отмечает, что результаты работы представительств в Крыму уже в первые месяцы превзошли ожидания — плановые показатели оказались на уровне 200–250%.

Другой тенденцией в сегменте b2b стал выход в Крым ростовских PR-компаний. В августе рекламно-ком­муникационное агентство «PR-Экс­перт» открыло филиал в Севастополе. Тогда гендиректор агентства Наталия Самойлова объясняла решение об открытии представительства в Крыму тем, что на полуострове начал работать ростовский клиент, с которым у агентства заключен годовой контракт, добавляя при этом, что в агентстве в большей степени рассчитывают на действующих российских клиентов, которые выходят в регион. Потенциальными заказчиками из числа крымских компаний она назвала производственные предприятия. О выполнении крупных заказов в Крыму сообщала и гендиректор коммуникационного агентства «АГТ-Юг» Яна Алексеева.


Теги: Крым, Украина, перевозки, розница, ритейл, b2b, продукты питания, PR

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

12039 просмотров
Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Яндекс.Метрика

Copyright © 2000-2018 Газета «Город N» | Данный сайт является интернет-версией деловой газеты «Город N» | Использование материалов допускается только со ссылкой на «Деловой Ростов» или «Город N» | Учредитель, издатель и редакция ООО «Газета» | Адрес редакции: 344000, Ростов-на-Дону, ул. Варфоломеева, 259, оф. 803-804 | Телефон (факс) редакции: +7 (863) 2 910 610 | e-mail: n@gorodn.ru | Редактор сайта — Алексей Тимошенко | Дизайн сайта — Владимир Подколзин