Сегодня 24 мая 2019 года

Погода в Ростове +15°

28.03.2019 12:54

«Подключать внутренний аудит необходимо на начальных стадиях проектов»


В ближайшие три года группа МТС планирует усилить проверки новых бизнесов и инновационных проектов. В этой работе служба внутреннего аудита группы будет опираться на собственные данные компании, а также внешние источники — официальные и коммерческие базы данных.


Мамонов_Интерфакс_resize.jpg

Для осуществления этого проекта потребуются внедрение автоматизированной системы анализа больших массивов данных и обучение сотрудников использованию современных ИТ-решений. Директор по внутреннему контролю и аудиту ПАО «МТС» Максим Мамонов считает, что данные проекты позволят службе внутреннего аудита активнее предлагать топ-менеджменту консультационные услуги для принятия эффективных управленческих решений.

— В чем разница между внешним и внутренним аудитом?
— При всей схожести принципов работы внутренних и внешних аудиторов (планирование деятельности, документирование действий, подготовка отчетов по результатам, следование стандартам и правилам) имеется ряд существенных, можно сказать, принципиальных, отличий.
Для внешнего аудита объектом проверки является финансовая (бухгалтерская) отчетность компании, а результатом — заключение о ее достоверности. Соответственно, все действия специалистов внешнего аудита нацелены на получение подтверждений или опровержений достоверности показателей отчетности. Для внутреннего аудита объектом проверки являются отдельные операции, бизнес-процессы и подразделения компании. Такие проверки направлены на совершенствование хозяйственной деятельности компании.
Внешний аудит проверяет уже совершенные операции и деятельность компании в отчетном периоде, когда еще существует возможность внести корректировки в учетные регистры и изменить показатели отчетности, но невозможно исправить уже принятые управленческие решения и их влияние на процессы и результаты деятельности.
Внутренний аудит подразумевает непрерывный контроль текущей деятельности. Соответственно, он дает возможность внести корректировки в принимаемые и даже принятые ранее решения, чтобы повысить эффективность работы организации.
Результаты внешнего аудита интересуют в основном внешние структуры: государственные органы (налоговая инспекция, социальные фонды и пр.), акционеров, инвесторов, кредиторов и т. п. Потребители информации, полученной при проведении внутреннего аудита, — Совет директоров, Комитет по аудиту и менеджмент компании.

— Что сейчас актуально для вашей компании с точки зрения внутреннего аудита и прослеживаются ли в принципах его проведения какие-либо новые тренды?
— На внутренний аудит сейчас наибольшее влияние оказывают высокая скорость изменений в целом, меняющиеся риски и широкое использование современных технологий. Если раньше на первом месте были финансовые риски, то теперь их теснят риски, связанные с информационными системами и технологиями. Еще одной тенденцией во внутреннем аудите становится планирование в режиме реального времени, когда изменения в планы вносятся оперативно по мере проявления новых рисков. Раньше обычным делом было актуализировать планы раз в год, а затем — один раз в полгода. Что касается современных технологий, то внутренние аудиторы должны не только оценивать перспективы и риски, связанные с их внедрением в компании в целом, но и внедрять ИТ в свою повседневную работу. Технологиями сегодняшнего дня во внутреннем аудите являются специализированное программное обеспечение для управления внутренним аудитом (IA management software), анализ больших массивов данных (data mining), непрерывный аудит (continuous auditing).

— Вы являетесь руководителем ВА одной из крупнейших телеком-компаний в России. Какие задачи перед вами стоят?
— Я возглавляю направление внутреннего контроля и внутреннего аудита компании пять лет. Сотрудники моего подразделения, их сейчас около 200 человек, аудируют все структуры, входящие в группу МТС, а это более 40 компаний. Поэтому мой круг обязанностей и зоны ответственности очень широки. Если говорить о планах на ближайший трехлетний период, то мы сконцентрируемся на углубленных проверках новых бизнесов и инновационных проектов, расширим консультационные услуги, которые наше подразделение предлагает руководству и собственникам компании, внедрим автоматизированную систему анализа данных, а также будем активно развивать и обучать наших сотрудников, в том числе в сфере ИТ. Без постоянного профессионального развития внутреннему аудитору не обойтись. Особенно тому, который работает в сферах телеком и ИТ, поскольку именно они сейчас развиваются сверхбыстрыми темпами. Большую помощь в этом оказывает профессиональное сообщество внутренних аудиторов — Институт внутренних аудиторов, — которое постоянно проводит тематические встречи с обсуждением актуальных вопросов, дает доступ к большому количеству информации по внутреннему аудиту, контролю и управлению рисками.

— Вы упомянули, что ИТ сейчас развивается невероятно быстрыми темпами. На ваш взгляд, какие угрозы для бизнеса сейчас наиболее актуальны и как внутренний аудит помогает с ними справляться?
— Бизнес инвестирует в развитие цифровых продуктов и услуг, внедрение инновационных сервисов. Данные направления требуют расширения ИТ-ландшафта используемых технологий, модернизацию устоявшихся ИТ-процессов, увеличения числа технических специалистов. Соответственно, растет количество информационных систем, обрабатывающих различные данные, происходит «дебюрократизация» внутренних процессов. Поэтому есть несколько направлений, на которые следует обратить внимание. Можно выделить три основных.
Во-первых, это обеспечение информационной безопасности разрабатываемых услуг и сервисов, где помимо обеспечения защиты информации нужно также соответствовать регуляторным требованиям как российским, так и международным, например Общему регламенту по защите данных (GDPR) Европейского союза. Во-вторых, контроль собственной разработки ПО, ведь темпы изменений программного обеспечения постоянно растут. Из-за этого встает проблема контроля качества разработки и взаимодействия с другими критичными для бизнеса информационными системами. И в-третьих, это нехватка квалифицированного персонала, который и будет внедрять инновации.
По всем трем направлениям внутренний аудит может помочь в принятии управленческих решений или, как это говорится на нашем профессиональном языке, предоставить им дополнительную ценность. Например, мы можем провести техническую экспертизу выбора того или иного решения и помочь в модернизации операционных бизнес-процессов. При этом привлекать внутренний аудит необходимо на ранних стадиях, чтобы топ-менеджмент мог своевременно получить информацию о том, какие управленческие решения будут в данном случае оптимальны.

— Сегодня большинство внутренних аудиторов все чаще используют внешние источники для сбора и анализа информации об аудируемых лицах, их контрагентах и связанных сторонах. Как строится работа в этом направлении в вашей компании, какие внешние источники информации вы используете в своей работе?
— Да, это так. Наше внимание, в частности, обращено и на такие вопросы, как стоимость, по которой компания проводит закупки, возможные картельные сговоры и, конечно же, надежность поставщиков. Уже несколько лет мы в своей повседневной работе используем различные внешние базы данных, в частности системы «СПАРК» и «СПАРК-Маркетинг». С их помощью можно быстро и оперативно получить информацию о контрагентах, их финансовом состоянии и взаимосвязях, истории судебных разбирательств, а также оценить их участие в процедурах государственных закупок и сравнить уровень цен. СПАРК позволяет нам выявлять аффилированных, взаимозависимых лиц по конкретному контрагенту, система показывает имеющиеся взаимосвязи между интересующими нас компаниями, бенефициаров российских компаний и многое другое. В свою очередь, это позволяет оценить потенциальные угрозы, выявить финансовые риски для всей группы компаний и избежать возможных проблем. Реальность такова, что внутренний аудит находится в постоянном поиске дополнительных и надежных источников информации и внешних систем, которые помогут более эффективно выполнять поставленные задачи.

— У компании МТС несколько сотен собственных и арендуемых объектов недвижимости, более 50 тыс. технологических объектов, около 5700 офисов продаж. Такой объем объектов недвижимости требует построения эффективной системы контроля их использования. Как подразделение внутреннего аудита подходит к этой задаче?
— Вопрос управления объектами недвижимости — один из наиболее важных элементов в деятельности практически каждой компании. Особенно сейчас, когда бизнес все чаще ищет возможности для оптимизации расходов. Мы постоянно совершенствуем процесс аудита объектов недвижимости, чтобы повысить эффективность бизнеса в целом. С необходимостью аудита объектов недвижимости бизнес, как правило, сталкивается при проведении плановых или внеплановых аудитов, а также при экспертизе материалов по проектам или закупкам, выносимых на коллегиальные органы управления. Программа аудита объектов недвижимости может предусматривать и проведение процедур по анализу эффективности использования активов. В МТС существенную помощь при проведении аудита объектов недвижимости оказывают существующие информационные системы компании, например собственная разработка IS DAP, содержащая информацию обо всех имеющихся в компании административных объектах с поэтажными планами, договорами купли-продажи или аренды, расходах на их аренду, размещении персонала, доходах от сдачи вакантных площадей. Система позволяет видеть актуальную информацию о расходах и направлениях использования недвижимости по каждому объекту в режиме реального времени.

— Какими источниками информации вы советуете пользоваться при аудите объектов недвижимости?
— Необходимо использовать и внешние, и внутренние источники. К числу внешних могут относиться официальные данные об объектах недвижимости (например, Росреестр), информация по стоимости приобретения или аренды, информационные ресурсы для проверки контрагентов (например, «СПАРК») в части информации об их платежеспособности, надежности и возможной аффилированности. Но не меньший объем полезной информации можно почерпнуть из внутренних ресурсов компании: реестров платежей по объектам недвижимости в динамике, данных по рентабельности офисов продаж, реестров объектов недвижимости, отчетов по задолженности перед арендодателями и подрядчиками, информации о простое объектов. Опыт показывает, что проведение аудита процессов работы с объектами недвижимости в крупных компаниях логично автоматизировать с помощью системы анализа больших объемов данных и бизнес-аналитики. Значительно сокращают трудозатраты на аудит инструменты автоматизации тестирования, например ежемесячный автоматизированный контроль отсутствия депозитов по закрытым офисам на основании отчета по дебиторской задолженности. Хорошим подспорьем при проведении аудита эксплуатационных процессов является бенчмаркинг расходов на содержание схожих объектов в компании или по отрасли, а также нормативы по периодичности работ.

— Максим, а как вы пришли во внутренний аудит?
— У каждого человека наступает момент, когда ему хочется сменить вид деятельности. Вот и мне захотелось работу проектного менеджера сменить на внутреннего аудитора. К тому моменту у меня было два высших образования: экономическое (ГУ-ВШЭ) и юридическое (МГЮА). Уже работая директором по контролю и аудиту, получил еще и МВА в 2017 году.

— Что вас привлекает в профессии внутреннего аудитора?
— Я работаю во внутреннем аудите уже 10 лет, и могу уверенно сказать, что это мое. Внутренний аудит требует непрерывного развития в профессиональном плане и умения оперировать большими объемами данных. Мы работаем и с информацией, и с клиентами, причем в условиях быстрых изменений. Поэтому во время работы над каждым новым проектом внутренний аудитор должен выкладываться по полной. Моя работа интересная и динамичная, скучать не приходится. К тому же можно в полной мере реализовать свои аналитические способности, что достижимо далеко не на каждой работе.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

799 просмотров
Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Яндекс.Метрика

Copyright © 2000-2018 Газета «Город N» | Данный сайт является интернет-версией деловой газеты «Город N» | Использование материалов допускается только со ссылкой на «Деловой Ростов» или «Город N» | Учредитель, издатель и редакция ООО «Газета» | Адрес редакции: 344000, Ростов-на-Дону, ул. Варфоломеева, 259, оф. 803-804 | Телефон (факс) редакции: +7 (863) 2 910 610 | e-mail: n@gorodn.ru | Редактор сайта — Алексей Тимошенко | Дизайн сайта — Владимир Подколзин