Сегодня 23 ноября 2017 года

Погода в Ростове 0°

27.06.2016 19:03

Не стали ждать, пока назовут виновных

Ольга Курушина
«Город N» №24 (1182), 28 ИЮНЯ 2016

Авиакомпания Fly Dubai к концу прошлой недели выплатила родственникам погибших в авиакатастрофе 19 марта суммарно более 50 млн рублей в виде предварительных компенсаций. 11 международных юридических фирм предлагают свои услуги пострадавшим для взыскания с виновных максимальных возмещений.

Фото с сайта администрации Ростовской области.
Фото с сайта администрации Ростовской области.

К 23 июня родственники 26 из 55 пассажиров, погибших 19 марта в авиакатастрофе самолета Boeing 737-800, выполнявшего рейс по маршруту Дубай — Ростов-на-Дону, получили предложенную авиакомпанией Fly Dubai предварительную компенсацию в размере 2,025 млн рублей. Об этом N рассказал член правительственной комиссии РФ по ликвидации последствий авиакатастрофы, страховой омбудсмен России Юрий Колесников. Получение этих средств, по его словам, не ограничивает права близких погибших пассажиров добиваться более существенного финансового возмещения в судебном порядке, если они решат сделать это после окончания официального расследования.

Фото с сайта donland.ru.
Фото с сайта donland.ru.

— Я вошел в правительственную комиссию по ликвидации последствий данной авиакатастрофы, поскольку являюсь страховым омбудсменом России. Моя задача — принимать участие в коммуникациях между родственниками погибших и авиакомпанией по вопросу получения денежной компенсации, потому что в конечном итоге авиакомпания производит любые выплаты пострадавшим только после согласования своей ответственности со страховщиком, — рассказал Юрий Колесников.

Процедура получения материального возмещения после авиакатастроф может растянуться на годы. Большинство из родственников погибших не спешит принимать окончательное решение по выбору услуг той или иной юридической компании, которые обещают защиту их интересов.

— Мне известно об 11 юридических фирмах, которые предлагают сейчас близким погибших свои услуги. Все они имеют иностранное происхождение. Большинство — из США, по одной из Австралии, Англии и Швейцарии, — сообщил страховой омбудсмен.

Зарубежные компании имеют более обширный опыт ведения подобных дел, к тому же, вероятнее всего, в данной ситуации судебный спор или заключение мирового соглашения между родственниками погибших и стороной, виновной в авиакатастрофе, все-таки будет происходить не в России. Выбор страны для потенциального разбирательства будет зависеть от выводов официального расследования причин случившегося.

— В этом случае правильнее в силу опыта и квалификации, а иногда элементарно в силу наличия лицензии на право осуществлять адвокатскую деятельность на территории того или иного государства воспользоваться услугами зарубежных компаний. Из тех 11, что уже предложили пострадавшим свои услуги, все имеют своих представителей в РФ. Наши рекомендации семьям — не спешить с принятием решений о том, на кого делать ставку, с кем заключать договор. По информации, которой мы владеем, сегодня только 2 семьи определились с выбором того, кто будет представлять их интересы. Гонорары, которые просят адвокаты, — около 30% от суммы будущего взыскания, — рассказывает Юрий Колесников.

В середине мая Fly Dubai предложила пострадавшим фиксированную выплату в размере 2,025 млн рублей. Один из адвокатов, оказывающих потерпевшим юридическую помощь, Игорь Трунов, от имени потерпевших обратился в Следственный комитет (СК РФ) с требованием возбудить в отношении авиакомпании уголовное дело, об этом сказано в заявлении на имя председателя СК Александра Бастрыкина, размещенном на сайте Игоря Трунова. Адвокат, ознакомившись с документами для получения выплат, усмотрел в них «признаки мошенничества, введения граждан, обращающихся за получением выплаты, в заблуждение». В документе, подтверждающем выплаты, констатирует автор, случившееся с «Боингом 737-800» названо «несчастным случаем».

— До настоящего времени расследование авиакатастрофы не закончено, что не позволяет сделать вывод о ее причинах. Констатация несчастного случая является введением потерпевших в заблуждение с целью незаконного завладения правом на причитающиеся потерпевшим выплаты и понуждения их подписать вышеперечисленные документы, — считает Игорь Трунов.

Другие аргументы против получения фиксированной выплаты сводятся к тому, что нормы международного права, распространяющиеся на данную ситуацию, могут предусмат­ривать компенсации, во много раз превосходящие предложенную родственникам погибших в ростовской катастрофе.

Ответственность авиаперевозчика перед пассажирами глобально регламентирована двумя конвенциями — Варшавской и Монреальской — с многочисленными протоколами к ним. Среди юристов нет единого мнения о том, какая из двух авиаконвенций — Варшавская (1929 года с дополнительными протоколами, принятыми после Второй мировой войны) или Монреальская (1999 года «Об унификации некоторых правил международной воздушной перевозки»), предусматривающая более крупные выплаты пострадавшим, — применима к ростовской катастрофе. К сожалению, РФ до сих пор не ратифицировала Монреальскую конвенцию.

Суть Варшавской конвенции — безусловная ответственность авиаперевозчика за причинение вреда при одновременном ограничении размера этой ответственности. В подавляющем большинстве стран мира нет нормы, оговаривающей фиксированную компенсацию в случае гибели человека. В соответствии с законами Российской Федерации вред, причиненный жизни и здоровью гражданина, подлежит возмещению в полном объеме. Предусмотренная законодательством сумма минимальной компенсации в случае смерти пассажира равна 2,025 млн рублей. Если размер возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира воздушного судна, превышает размер минимальной компенсации, то выплата минимума не освобождает перевозчика от возмещения реального вреда.

Предварительная компенсация, предложенная Fly Dubai, равняется российскому минимуму возмещения. Эта сумма складывается из первоначальной компенсации в размере 135,5 тысячи рублей, которую компания выплатила родственникам в марте, сразу после катастрофы, и 1,89 млн рублей, предложенных в мае в виде предварительной компенсации. Размер финального возмещения для всех потерпевших в любом случае будет индивидуальным.

— Моя личная позиция и позиция моей команды заключается в том, что, вероятнее всего, все-таки будет применяться Варшавская конвенция. Но чтобы претендовать на получение компенсации, необходимо доказать право на нее. К примеру, если погибла мать, а ее взрослые дети зарабатывают больше погибшей и не являются иждивенцами, доказывание их прав на максимальное возмещение требует усилий, — уточняет страховой омбудсмен. — Наша рекомендация семьям погибших — однозначно надо получать эти деньги и затем оценивать с помощью юристов, есть ли шансы на большее. Но для начала нужно дождаться хотя бы предварительного официального заключения МАК. Нельзя исключить, что выплата предварительных компенсаций, которую сейчас компания осуществляет добровольно, будет ограничена по времени. Когда, предположим, в компании поймут, что деньги получили все, кто хотел, — а я думаю, что откажутся в расчете на глобальные суммы взыскания максимум человек 5, — они могут сказать: «Стоп», — продолжает он,.

Есть перспектива, на которую рассчитывают некоторые адвокатские конторы, она заключается в том, что они не только будут оперировать нормами конвенций или особенностями законодательства страны, где состоится разбирательство, но и обратятся к практике мировых соглашений, в которых размер компенсаций определяется по соглашению сторон. Это один из вариантов, но не всегда очень успешный. Если к делу по серьезным основаниям в качестве соответчика, предположим, привлечен «Боинг» как производитель самолета, тогда сумма компенсаций по мировой может быть достойной; если ответчиком будет только авиакомпания, связанная договором страхования, и страховщик будет диктовать компании определенные условия, условия могут быть не совсем щедрыми. 


Теги: Fly Dubai, авиакатастрофы, компенсация, рейс FZ-981

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

3114 просмотров


Для добавления комментария необходимо авторизоваться

Самое читаемое


Яндекс.Метрика

Copyright © 2000-2017 Газета «Город N» | Данный сайт является интернет-версией деловой газеты «Город N» | Использование материалов допускается только со ссылкой на «Деловой Ростов» или «Город N» | Учредитель, издатель и редакция ООО «Газета» | Адрес редакции: 344000, Ростов-на-Дону, ул. Варфоломеева, 259, оф. 803-804 | Телефон (факс) редакции: +7 (863) 2 910 610 | e-mail: n@gorodn.ru | Редактор сайта — Алексей Тимошенко | Дизайн сайта — Владимир Подколзин