Сегодня 24 августа 2017 года

Погода в Ростове +23°

14.02.2012 14:24

Ирина Толмачева, «Лоббизм по-русски. Между бизнесом и властью», Эксмо, 2011 г.


«Город N» №05 (964), 14 ФЕВРАЛЯ 2012

Ирина Толмачева, «Лоббизм по-русски. Между бизнесом  и властью», Эксмо, 2011 г.В представлении большинства рядовых граждан лоббизм связан только с деятельностью крупных корпораций, стремящихся к прибыли и готовых использовать любые средства для достижения своих корыстных целей. Но в истории есть яркие примеры того, что действия лобби производятся не только в интересах конкретных компаний, но и касаются многих участников экономического процесса, влияя таким образом на вектор развития отдельной отрасли или территории. Иллюстрацией того, какую колоссальную роль в жизни целого региона может сыграть правильное или неправильное позиционирование в «верхах», является ситуация, сложившаяся с игорной зоной «Азов-Сити».

Не стоит питать иллюзий, что в развитых странах дело обстоит по-другому. Во время финансового кризиса 2008 года из пяти крупнейших инвестиционных банков Уолл-стрит на плаву удержались лишь два: Goldman Sachs и Morgan Stanley. Многие полагают, что они выжили исключительно благодаря крепким связям с влиятельными фигурами в правительстве и ФРС. Примечательно, что министр финансов США Генри Полсон, который как раз и отвечал за борьбу с кризисом, проработал в Goldman Sachs 32 года, из которых восемь лет стоял у его руля.

Крупные корпорации всегда стремятся решать свои задачи в индивидуальном порядке, однако для малого и среднего бизнеса лоббизм является почти единственным легальным методом влияния на деятельность государственных органов. Зачастую именно с этой целью создаются различного рода объединения, способные эффективно отстаивать интересы профессионального сообщества, стимулировать развитие определенного сектора экономики, контролировать соблюдение условий честной конкуренции. Только объединив усилия, бизнес получает возможность устанавливать диалог с представителями власти, принимать участие в разработке законопроектов, инициировать экспертизу принимаемых решений. К сожалению, в настоящее время в нашей стране организаций, имеющих авторитет и ресурсы, чтобы выступать от имени отрасли, — единицы, в том числе по причине отсутствия профессиональных лоббистов.

В этой связи книга «Лоббизм по-русски» будет полезна для студентов и начинающих специалистов, которые хотели бы реализовать себя в этой области. Автор довольно подробно отразила взгляды известных общественных деятелей, пиарщиков и джиарщиков (GR — от government relations) на то, какими качествами должен обладать успешный лоббист и какие требования предъявляет к нему эта деятельность.

Жаль, что, несмотря на обещание приподнять завесу тайны и откровенно рассказать о приемах и тонкостях взаимодействия бизнеса с государственным аппаратом, повествование не захватывает. По крайней мере, так, как это делают остроумные голливудские истории о крупнейших лоббистах British American Tobacco («Здесь курят») и Джеке Абрамоффе («Казино Джек»), сюжеты которых переполнены остроумными параллелями с реальными событиями.

С другой стороны, «жареные» факты лишили бы эту книгу присущей ей академичности. Этот эффект тем более усиливается финальной главой, посвященной профессиональной этике. Герои, интервью с которыми собраны в данной работе, единодушно и категорично заявляют, что коррупция и иные противоправные формы влияния на процесс принятия решений ответственными органами и лицами к лоббизму не имеют никакого отношения. В едином порыве они призывают к цивилизованному лоббизму, рисуя читателю идеальную картину российского лобби. В итоге книга, которая вначале обещает стать источником достоверной и даже документальной информации, оставляет впечатление излишней приглаженности. Возникает вопрос о том, какова на самом деле доля таких «идеальных» лоббистов в отечественном бизнесе. В свете недавних событий, когда градус общественного интереса к теме коррупции оказался чрезвычайно высок, мне не хватило ответов на вопросы: от чего следует избавляться российскому лоббизму и что можно противопоставить недобросовестным методам «продавливания» чьих-то коммерческих интересов?

Андрей Смурыгин, директор ростовского филиала инвестиционной компании «БКС»

Литература для рубрики предоставлена Домом книги


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

4503 просмотра


Для добавления комментария необходимо авторизоваться

Самое читаемое


Яндекс.Метрика

Copyright © 2000-2017 Газета «Город N» | Данный сайт является интернет-версией деловой газеты «Город N» | Использование материалов допускается только со ссылкой на «Деловой Ростов» или «Город N» | Учредитель, издатель и редакция ООО «Газета» | Адрес редакции: 344000, Ростов-на-Дону, ул. Варфоломеева, 259, оф. 803-804 | Телефон (факс) редакции: +7 (863) 2 910 610 | e-mail: n@gorodn.ru | Редактор сайта — Алексей Тимошенко | Дизайн сайта — Владимир Подколзин