Сегодня 17 сентября 2019 года

Погода в Ростове +15°


17.07.2013 15:48

«Необходимо полное доверие между инвестором и эмитентом»



В марте банк «Центр-инвест» разместил очередной выпуск своих облигаций объемом 1,5 млрд рублей. По словам заместителя председателя правления банка Ольги Высоковой, в настоящее время на рынке обращается 6 выпусков облигаций «Центр-инвеста» на общую сумму 9 млрд рублей. До конца 2015 г. банк планирует выпустить облигации еще на 12 млрд рублей, заявила г-жа Высокова. При этом сроки действия бумаг будут расти, а ставки по ним — снижаться.


По словам заместителя председателя правления банка Ольги Высоковой, в настоящее время на рынке обращается 6 выпусков облигаций «Центр-инвеста» на общую сумму 9 млрд рублей.


— В чем причины интереса инвесторов к облигациям банка «Центр-инвест»?

— По сути, облигация — это кредитование без залога и с упрощенной схемой перехода прав требования долга от одного кредитора к другому в ходе биржевых торгов. Это долговая ценная бумага, и по истечении срока ее действия владелец может получить назад номинальную стоимость облигации плюс процент, так называемый купонный доход. Если владельцу потребуется ликвидность раньше, чем наступит срок погашения, то он может продать облигацию на рынке с определенным дисконтом. Однако нельзя сказать, что он что-то потеряет, поскольку проценты за время владения облигацией он получит, а они обычно перекрывают величину дисконта. То есть владелец облигации в любом случае будет в плюсе. Если держатель наших облигаций не хочет продавать свой пакет, то он может получить под его залог кредит в ЦБ, поскольку облигации «Центр-ин­веста» включены в эксклюзивный ломбардный список ЦБ в качестве ликвидного обеспечения займов.

— Каковы преимущества облигаций как средства привлечения ликвидности для эмитента?

— Облигация выпускается на определенный срок. Ее владелец не может прийти к нам в любой момент и потребовать погашения облигации. Нам это упрощает планирование ресурсов. Мы знаем, что будем располагать этими суммами в течение ближайших нескольких лет, и можем спокойно за их счет наращивать свой кредитный портфель. В этом заключается основное преимущество облигаций перед вкладами. От привлечения межбанковских кредитов облигации выгодно отличаются тем, что ставка по ним остается неизменной вплоть до момента оферты, она не меняется в зависимости от событий на рынке и других причин. Цена облигации также остается неизменной — мы размещаем ее по номиналу и погашаем тоже по номиналу, точно зная, какая сумма нам понадобится в момент оферты и в конце срока действия облигации. Кроме того, облигационные займы являются нецелевыми в отличие от кредитов международных институтов развития, которые, как правило, выдаются на определенные цели, например на финансирование проектов в сфере энергоэффективности или кредитование малого и микробизнеса. Благодаря этому мы можем использовать средства, привлеченные за счет выпуска облигаций, для кредитования розничного сектора, стартапов, «пластиковых» проектов.

Отмечу, что на финансирование крупных проектов корпоративных клиентов эти средства мы не направляем, поскольку это не нравится инвесторам, то есть владельцам облигаций. Они предпочитают диверсифицированную модель кредитования, связанную с финансированием малого бизнеса и выдачей розничных кредитов. В этом сегменте у нас лидирующие позиции по кредитам на покупку жилья и потребительскому кредитованию, то есть по тем видам займов, которые обеспечены ликвидным залогом.

— Несмотря на все достоинства облигаций, региональный бизнес редко использует этот инструмент. По какой причине?

— Потому что это довольно сложно. Не всякая облигация заинтересует инвесторов. Это беззалоговый инструмент, и для его использования эмитент должен пользоваться у потенциальных покупателей своих бумаг полным доверием.

Чаще всего инвесторы — это компании федерального уровня. И нам как региональному банку необходимо получить среди них известность, признание, быть на слуху в их кругах и заслужить хорошую репутацию. Для этого необходима большая работа по выстраиванию отношений с инвесторами. Мы дважды в год встречаемся с ними в Москве или Ростове, в ходе этих встреч информируем о результатах нашей работы в течение последнего полугодия или представляем годовые аудированные результаты нашей работы. Визиты в Ростов позволяют инвесторам на месте оценить актив, в который они вкладывают свои средства (то есть банк «Центр-инвест»).

Публичность и открытость эмитента — это очень важно. Основные требования инвесторов к эмитенту также предусматривают прозрачную структуру акционеров. Покупателям наших облигаций очень нравится, что в уставном капитале банка «Центр-инвест» 49% принадлежит ЕБРР и немецкому банку развития DEG, нравится также состав совета директоров и наличие жесткой сис­темы риск-менеджмента. Далее, у эмитента должен быть высокий международный рейтинг. Наш рейтинг, присвоенный агентством Moody’s, — Ba3, который соответствует показателям крупных федеральных банков. Также эмитенту необходимо иметь международный аудит и понятную бизнес-модель.

Все это — большая и долгая сис­темная работа, с которой справится далеко не любая компания. Выпуск облигаций — показатель силы эмитента и его устойчивого положения на рынке.

— Как прошла июньская оферта по одному из предыдущих выпусков облигаций «Центр-ин­веста»?

— Оферта прошла замечательно. Весь выпуск объемом 2,5 млрд руб­лей остался на рынке. К погашению инвесторы не предъявили практичес­ки ничего.

Напротив, мы провели небольшое дополнительное размещение. Кстати, в ходе этой оферты проявилась еще одна характерная для облигаций нашего банка тенденция: мы значительно снизили ставку купона по этому выпуску. Изначально она составляла 10,4%, теперь — 9,4%.

Аналогичная ситуация сложилась во время предыдущей оферты в апреле нынешнего года. Тогда мы не только снизили ставку, но и продлили срок действия облигаций до 2 лет до следующей оферты. И опять же весь выпуск остался на рынке. То есть мы видим положительную тенденцию: ставки купонов по облигациям «Центр-инвеста» снижаются, а сроки их размещения растут.

— Снижение ставок не повлечет за собой потерю интереса со стороны инвесторов?

— Мы тщательно изучаем рынок, чтобы этого избежать (делаем премаркетинг). Даже наши сниженные ставки по купону остаются для инвес­торов комфортными. Мы бьемся за десятые и сотые доли процента, потому что чем дешевле мы разместим облигации, тем более низкую ставку сможем предложить нашим заемщикам на юге России.


Теги: Центр-инвест

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

11752 просмотра


Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Яндекс.Метрика

Copyright © 2000-2018 Газета «Город N» | Данный сайт является интернет-версией деловой газеты «Город N» | Использование материалов допускается только со ссылкой на «Деловой Ростов» или «Город N» | Учредитель, издатель и редакция ООО «Газета» | Адрес редакции: 344000, Ростов-на-Дону, ул. Варфоломеева, 261/81, оф. 803-804 | Телефон (факс) редакции: +7 (863) 2 910 610 | e-mail: n@gorodn.ru | Редактор сайта — Алексей Тимошенко | Дизайн сайта — Владимир Подколзин